Постановление Президента Узбекистана №ПП-381 от 30.11.2023 среди прочих мер обязывает все платёжные организации и операторов платёжных систем перейти на форму акционерного общества, а также увеличить капитал до 50 млрд сумов для операторов и до 10 млрд сумов для платёжных организаций до 1 июля 2024 года (с последующим увеличением до 20 млрд сумов к 1 июля 2025 года).
Какие изменения внутри компаний это повлечёт?
Изменения совпали с недавними новостями о попытках и фактах мошенничества через различные приложения и платёжные сервисы. Возможно, последующие разбирательства и анализ показали недостаточный уровень надёжности внутреннего контроля, наличие бреши в системе корпоративного управления и т. д. Логичным решением в такой ситуации, кроме внедрения механизмов регулирования самих операций, могло стать и изменение организационно-правовой формы на ту, которая предусматривает дополнительные уровни контроля и прозрачности.
Что же ждёт компании при переходе на форму АО? Главный аспект — это, безусловно, раскрытие информации. Именно бо́льшая прозрачность могла быть аргументом при принятии решения. Акционерные общества обязаны ежеквартально раскрывать финансовую отчётность, а также более сорока других существенных фактов о своей деятельности.
Как минимум регулятор и клиенты смогут видеть, какие компании обладают достаточными ресурсами, у кого начинаются проблемы, а где ситуация уже достигла таких размеров, что её даже не удаётся «спрятать» в бухгалтерском балансе. Например, именно ежемесячная публикация данных о проблемных кредитах (NPL) банков со стороны ЦБ помогла многим внимательным пользователям заранее предвидеть проблемы отдельных кредитных организаций, позднее лишившихся лицензий.
__________________________________________________________________________________________
Интересные новости из деловой сферы и бизнес-советы читайте в Telegram-канале The Mag.
__________________________________________________________________________________________
Но для многих собственников раскрытие финансовой информации можно назвать «красной тряпкой» — все отмечают критичность и коммерческую тайну такой информации.
Первый пункт
Раскрытие финансовой и другой информации повышает ценность компании в области долгосрочных взаимоотношений с кредиторами и инвесторами. Если в дальнейшем компания решит привлекать внешние инвестиции из-за недостатка минимального капитала или, наоборот, из-за бурных темпов роста и необходимости в быстром развитии, то большая и качественная база раскрытой информации существенно увеличит доверие инвесторов. Они будут уверены, что смогут вовремя получать необходимую информацию и их права будут защищены.
Второй пункт
Поскольку пока раскрытие происходит на основе квартальной отчётности, составленной согласно НСБУ, и включает только две формы с цифрами без каких-либо комментариев — понять что-либо, кроме совсем уж масштабных изменений в динамике развития компании или её положения относительно других участников рынка, довольно сложно.
Остальные формы раскрытия важны, но не настолько критичны, и большинство компаний скорее всего даже не столкнутся с необходимостью их раскрытия. К примеру, если компания стабильно развивается без перехода на новый уровень организации, то ей вряд ли нужно открывать филиалы, получать новые лицензии или даже менять местоположение.
Важные факторы
Необходимость раскрытия информации о крупных сделках и получении кредитов, где нужно показывать контрпартнёров, что может на первых порах вызывать возмущение менеджмента.
Ещё одним важным фактором станет изменение системы принятия решений: в компаниях появится дополнительный уровень управления — Наблюдательный совет. В публичных компаниях этот орган является связующим звеном между менеджментом и акционерами и осуществляет контроль за общим развитием компании, направляя и контролируя менеджмент.
В Наблюдательный совет могут назначаться и сами акционеры, а его состав может повторять состав общего собрания. Но он будет отличаться более оперативным характером принятия решений: Совет может собраться в любой момент, а для проведения общего собрания акционеров нужно время на его организацию и уведомление сторон. Сложнее будет компаниям, где акционер выполняет и прямые управленческие функции: таким компаниям придётся думать над изменением структуры управления, чтобы избежать конфликта интересов между акционером, Советом и менеджментом.
Теперь сделки в размере более 15% от капитала (суммы чистых активов, первого раздела пассива баланса) будут иметь особый статус — их принятие станет прерогативой Наблюдательного совета, а сделки в размере более 50% капитала и вовсе перейдут в исключительные полномочия собрания акционеров.
Таким образом менеджмент компании несколько ограничивается в своих полномочиях и при осуществлении определённых операций (включая, например, кредиты, займы, куплю-продажу имущества и т. д.) будет требовать лучшего планирования и слаженной работы с юристами. Пренебрежение процедурами для подписания сделки грозит её последующей отменой и персональной ответственностью за ущерб.
Полная версия статьи доступна на сайте The Mag. Подписывайтесь на канал и задавайте все интересующие вопросы о бизнесе в Узбекистане в комментариях.