Найти в Дзене
Me & Memory

Аудиал, визуал, кинестетик, дигитал - рабочая теория или еще один миф?

Оглавление

Результаты исследования среди учеников второго класса и неожиданные итоги

Кто это такие?

Существует теория, согласно которой у каждого человека есть приоритетный канал восприятия информации. Так, люди лучше усваивают информацию, полученную именно этим путём, а не другим.

Сначала про типы восприятия говорили только как о методе обучения детей с дислексией, нарушениями слухового восприятия и другими особенностями. Позже же на эти типы стали делить всех детей, а затем и взрослых. Эта теория стала популярна в 80-х годах, когда люди стали интересоваться психологией.

Появилась теория в 60-х. По одной версии, ее автором был преподаватель Северо-Западного университета Уолтер Бурк Барб, по другой - группа ученых, чьи имена не уточняются. Сначала людей разделяли на три типа:

Визуал - Лучше всего воспринимают информацию зрительно, то есть через видео, фото, рисунки. Им удобно, чтобы все было наглядно - можно использовать разные цвета, схематичные иллюстрации и тому подобное. Иногда к визуалам относят и тех, кому удобно прочитать текст, нежели что-то слушать, но часто это выделяется как другой тип восприятия.

Аудиал - лучше всего воспринимает информацию на слух. Аудиалам удобнее слушать лекцию, учителя, или аудиокниги, чем читать текст. Так, им легче прослушать голосовое сообщение или созвониться, чем переписываться в мессенджере.

Кинестетик - Лучше всего воспринимает информацию через прикосновение, движение, какое-либо ощущение (иногда сюда также относят вкусы и запахи). Кинестетику важно делать что-то в процессе обучения. Например, ребенок - кинестетик может двигаться, чтобы лучше усвоить информацию: показывать жестами, передвигать что-то, играть.

Через 10 лет продолжил работу над теорией новозеландец Нил Флеминг. Он дополнил её и выделил ещё два типа:

Вербал - Лучше всего воспринимает информацию через чтение и письмо. Таким ученикам нужно читать учебники и писать конспекты.

Мультимодал - Тот, кто одинаково эффективно использует все каналы. Флеминг не считал нужным выделять их в отдельный тип, но считал, что есть люди, которые запоминают информацию независимо от способа получения.

Со временем у теории становилось все больше последователей, и было предложено добавить такие типы:

Олфактор - Тот, кто получает и запоминает информацию через запахи.

Тактил - Их принято относить к кинестетикам, но иногда они выделяются в отдельную группу. Тактилы могут быть более творческими и внимательными, но при этом менее активными, чем кинестетики.

Дигитал, или дискрет - Тот, кто должен осмыслить информацию. Им нужно понять логику, подумать, обнаружить закономерности, понять причины и следствия.

При подготовке к эксперименту и поиску информации мы чаще всего встречали четыре типа восприятия - Аудиалы, визуалы, дигиталы, кинестетики. Поэтому мы решили остановиться именно на них.

Как проходил эксперимент?

Целью нашего исследования было выяснить, правдива ли данная теория. Мы хотели сначала определить тип восприятия ученика с помощью теста, затем дать выучить несколько английских слов с помощью разных методик, а после провести проверку, сравнив результаты.

Тест

Мы посчитали, что следует сначала определить тип восприятия с помощью теста. Таких уже было достаточно много в свободном доступе, но мы адаптировали вопросы для детей, а также добавили свои. Они были созданы по тому же принципу - восприятие мира в обычной жизни. Вот, к примеру, один из них:

Как вы ведете себя в тревожной ситуации?

  1. Спокойно. Стараюсь разобраться, что к чему
  2. Поправляю волосы, одежду. Смотрю, как я выгляжу
  3. Кручу что-то в руках. Кольца, волосы, одежду, ручки, карандаши, всё, что попадется
  4. В таком состоянии я боюсь резких звуков и движений

На одном из уроков мы посетили второй класс, и провели этот тест из 15 вопросов. Ученики записывали ответы на листочки, которые после отдали нам на проверку.

Обучение

-2

После мы подготовили презентацию, в которой помогали выучить слова английского языка с помощью методик, подходящим людям с разными типами восприятия.

Аудиал - Ассоциировать слово со звуком, а после проговорить его несколько раз.

Например, слово «yell» - кричать, орать. «Йел» - уже звучит громко, как-бы визжит. А что, если действительно прокричать его несколько раз?

Визуал - Запомнить слово через яркую картинку.

Например, слово «skull» - череп. Мы показали второклассникам картинку черепа со скалкой.

Кинестетик - Максимально двигаться. Например, нужно выучить «shake»? Давайте трясти маракасами. «Throw»? - Ученики второго класса радостно бросали мячики.

Дигитал - Для дигиталов мы дали особенное задание - выучить как можно больше цифр из числа пи. Как? С помощью истории о полутора метровом бассейне (15) и 92-ом бензине.

Проверка

Для проверки мы сделали игру в Quizizz, в которой нужно было вспомнить выученную информацию. После мы считали количество выученных учеником слов из каждой категории (то есть, пока один запомнил слова с картинками, другой - те, которые мы запомнили в движении), и сравнивали результаты с тестом, заполняя таблицу.

Результаты

-3

-4


Результаты исследования оказались спорными. На графике мы видим, что в результате теста в классе было 5 аудиалов, 4 визуала, 5 кинестетиков, 2 дигитала и 5 людей с неточным типом. Последние - те люди, у кого по тесту преобладают два типа восприятия. Они записаны как «кинестетик/аудиал» в таблице. Именно по этой причине участников исследования 11, а результаты в сумме дают больше (5+4+5+2).

Также, в колонке «тип по проверке» (то есть по результатам игры в quizizz) есть результат «идеально» - это означает, что ученик ответил верно на все вопросы.

Есть и результаты «не *тип личности*». Это значит, что при проверке ученик выбрал правильные ответы, отвечающие за несколько типов личности, но не один (например, ответил на все вопросы для аудиалов, дигиталов и кинестетиков, но не запомнил слова визуалов).

При этом за совпадения мы считали все результаты, которые не противоречат друг другу. (Например: 1 колонка - аудиал + 2 колонка - не дигитал = совпадение.)

«Реальных» же совпадений (визуал + визуал) только два, а этого очень мало для подтверждения теории.

Почему они такие?

Итак, если смотреть только на количество совпадений, теория подтвердится. Но, как уже говорилось, на деле результаты оказались неточные. Этому есть как минимум несколько причин:

  1. Самое главное - ученики с неопределенным типом по тесту или по проверке (тех, у кого тест не выявил точный тип можно относить к мультимодалам, но этот тип восприятия мы не включали в исследование.)
  2. Разная сложность слов (мы старались подбирать слова одного уровня, но, тем не менее, пару слов ученики уже знали, а несколько слов были чуть длиннее остальных.)
  3. Скорее всего, запоминать информацию в движении, в виде игры детям было просто интереснее.
  4. И… неверность теории?

Правдива ли теория?

Спорить с тем, что мы разные - невозможно. Кто-то хорошо читает, у кого-то хороший слух, кто-то не может обойтись без цветных маркеров в тетрадке, а кто-то всегда стремится понять логику. Также, кто-то может плохо понимать большие полотна текста, а кто-то, наоборот, быстрое видео. А ещё нам может просто больше нравится запоминать информацию определенным образом. То есть, вы можете привыкнуть подолгу слушать подкасты или аудиокниги, и делать выбор в их пользу, но это не всегда значит, что у вас не получится запомнить что-то по картинкам.

Но можно ли делить людей на визуалов, аудиалов, и кинестетиков с дискретами? Никаких существенных доказательств теории найдено не было, а вот опровергающих ее исследований достаточно много.

Все минусы

1. Теория строится на мифах о работе мозга

Иначе говоря, ее можно назвать нейромифом. Она полагает, что у людей отличается строение мозга, и им используются только определённые каналы восприятия для запоминания информации. Однако у здоровых людей все части мозга взаимосвязаны и работают вместе. Остановить работу одной и «включить» другую часть не выйдет.

Помните шутки про то, что через картинку можно почувствовать запах или услышать что-то?

-5

Дело в том, что когда мы смотрим на картинку, задействуются участки, которые отвечают не только за зрительные образы, но и за восприятие звуков, наши физические ощущения. Так, во время этого эксперимента добровольцам показывали фотографии насекомых, укусов и чешущихся людей. Участники заметили, что тоже хотели почесаться.

2. Обучение согласно конкретному типу восприятия не помогает лучше запоминать информацию

В этом исследовании 2015-го года 426 студентов проходили тест на приоритетный канал восприятия. После учёные узнали, правда ли студенты чаще используют методики «их типа», когда имеют такую возможность. Оказалось, они обучались по разному: где-то слушали лекции, где-то записывали, запоминали изображения и просто практиковались.

В другом исследовании участников попросили самих указать свой тип - визуальный или вербальный, и запомнить последовательность. Сначала визуалам дали несколько картинок, а вербалам - слов. Потом они поменялись местами. В результате участники не усваивали информацию лучше, если получали ее согласно своему типу восприятия.

В похожем исследовании 2006-го Лора Масса и Ричард Мейер разделили людей на аудиалов и визуалов. Каждая группа изучала информацию сначала соответствующим их типу способом, затем противоположным, а потом - смешанным. В результате все группы имели схожие результаты, а тип восприятия информации роли не имел.

Похожие выводы сделал и профессор Висконсинского университета Роберт Козуб. Он анализировал результаты запоминания студентами текстовой, аудиальной и смешанной информации.

Как показывает анализ литературы, исследований, подтверждающих теорию достаточно мало, а качество их ниже.

Исходя из этого, мы можем смело заявить, что теория опровергнута.

3. Не все методы обучения одинаково эффективны.

Согласно теории о приоритетных типах восприятия, визуалу следует читать, рассматривать картинки, а аудиалу - слушать лекции. Дигиталу - понять суть, логику, взаимосвязи в изучаемом материале, а кинестетику - превратить учебу в игру. Но ведь не всю информацию можно получить, к примеру, последним способом.

Психологи Элизабет и Роберт Бьорк выяснили, что учебные программы для кинестетиков в большинстве своём только имитируют обучение.

Например, ученики могут играть сценки по литературному произведению, но не поговорить о мотивах персонажей, не выразить своё мнение в сочинении и не изучить средства выразительности из текста. Игровой формат часто не подходит для изучения больших объемов информации во взрослом возрасте.

4. Уверенность в наличии у себя конкретного типа восприятия может мешать учиться.

Этот пункт касается не всех, однако, в некоторых случаях, человек, решив, что он запоминает информацию только определенным способом, может перестать стараться сделать это другими. К примеру, человек решил, что он аудиал. «Тогда зачем мне стараться понять эту длинную и страшную статью, если я все равно так ничего не запомню?» - решит он, и не будет вникать в текст.

На самом деле

Если типы восприятия - не правда, как на самом деле все работает?

Ответ прост - для запоминания разной информации нужны разные подходы. Запомнить расположение городов на карте или теорему по геометрии вряд ли получится без иллюстраций. Чтобы выучить текст песни или иностранные слова, пригодится прослушивание, для навыка езды на велосипеде нужна практика. Ну а запомнить ход событий по, скажем, истории поможет выстраивание причинно-следственных связей. То есть в каком-то смысле все мы - мультимодалы.

То есть разную информацию мы и запоминаем по-разному. Если бы наша память была большим складом или хранилищем, там были бы и запахи, и звуки, и картинки, и немного логики. А чаще всего мы запоминаем только сам смысл, не конкретный образ. Вероятно, путь от школы до дома вы помните визуально. А вот оценку за последний summative assessment (контрольную), скорее всего, «храните» просто как факт, независимо от того, услышали вы эту цифру от учителя или увидели на листе.

«Но как же так? Я точно уверен, что я - визуал!»

Не важно, были знакомы вы с данной теорией или нет, вполне возможно, по мере прочтения текста вы поняли, что вам действительно легче запоминать информацию конкретным способом.

Мы, например, сами очень удивились, узнав о ложности теории, потому что точно знаем, что любим все визуализировать, рисовать, делать схемы, а на слух плохо запоминаем. Вполне возможно, это связано с затронутыми выше пунктами: во-первых, нам просто нравится этот способ или мы привыкли к нему, а также мы верили в теорию раньше, считая себя визуалами и редко пробуя другие методы.

Небольшой вывод

Теория о приоритетных каналах восприятия не имеет достаточного количества доказательств и легко может быть опровергнута.

В мозге человека работают все области сообща, и среди них нет лидирующей.

Вероятно, именно это стало причиной неясных результатов нашего эксперимента.

В любом случае, помните: вы можете пользоваться той методикой, которая удобна вам. Хотите - рисуйте, хотите - превращайте учебу в танец, лишь бы вам это было полезно. Главное - не зацикливаться на одном методе, а всегда быть открытым к новому и продолжать изучать множество существующих технологий, методик и вариантов.