Верхний Город
Обитель патриарской аристократии Врат Балдура - место красивое и роскошное. Величественные статуи стоят возле старинных особняков, высококлассных театров и магазинов, а садики с каменной изгородью разбросаны тут и там, как скрытые жемчужины. Вдоль улиц растут деревья и благоухают цветы, перекрывая зловоние, тянущийся из бедных районов пониже. Шёлк и бархат, золотая вышивка и меха, хрустально чистые алмазы и сверкающие жемчужины всё это привычное зрелище в Верхнем городе, а в других частях Врата Балдура обычно встречаются лишь дешёвые подделки.
Всё в Верхнем городе выдаёт знатность и богатство. Магические огни освещают тщательно подмётанные улицы, некоторые даже заколдованы, чтобы не пускать сюда речной туман. Большинство главных храмов находится в этой части города, давая понять, что и церковь предпочитает состоятельную элиту, а не прихожан с пустыми карманами. Лучшие лавки с изысканным вином, ювелирные лавки и ателье сосредоточены в Верхнем городе, где Стража проводит ежевечерние ритуал изгнание посторонних, сохраняя ауру элитарности. Те, у кого нет выданного Стражей жетона или приглашения от патриара, на закате должны выметаться, и никаких исключений!
Обитателям Верхнего города приходится выглядеть шикарно И поддерживать фасады особняков в идеальном состоянии, порой за счёт полной разрухи внутри. Признаться в бедности здесь - значит признаться в позорном провале.
Невыносимый снобизм патриаров вызывает ответное презрение у обитателей Нижнего и Внешнего Городов, которые видят, как у них перед носом наслаждаются шикарной жизнью, но сами не могут даже попробовать её на вкус. Стража безжалостно отгоняет попрошаек и недовольных от ворот, за вход в которые нужно платить пошлину - всем, кроме местных жителей, их спутников и обладателей жетонов стражи. Это не позволяет беднякам даже войти в район. В свою очередь, патриарх, оказавшийся ночью за пределами Верхнего города, рискует как минимум быть ограбленным или избитым.
Ворота
Верхний город окружает Старая стена, построеная по приказу Балдурана столетие назад. В ней шесть ворот через которые текут товары и посетители. Чтобы войти в Верхний город, надо или быть патриаром, или иметь приглашение от патриара, или носить его ливрею, или показать жетон, который Стража выдаёт жителям Верхнего города и постояльцам его немногочисленных гостиниц, или заплатить пошлину. Жетоны и пошлины принимают только у ворот Цитадели, ворот Балдура и ворот Чёрного дракона, остальные ворота предназначены только для патриаров, их слуг и гостей.
Ворота цитадели. Единственный вход в крепость Стража находится в стене между ней и Верхним городом. Стража держит небольшой отряд конницы, официально для обороны города и разгона толпы, но по факту для парада, почётных эскортов и прочих церемониальных функций. Поэтому в Цитадели находится единственная конюшня в городских стенах.
Ворота Чёрного Дракона. Ворота Чёрного Дракона выходят на дорогу, ведущую на север в далекий Вотердип, и названы в честь головы дракона, которую сразивший его рыцарь некогда прибил над входом. Та голова дракона не сохранилась, но её каменная копия скалится с арки ворот. По местной легенде, в случае осады каменная голова магически обольёт кислотой нападающих.
Патриарские ворота. Это общее название для четырёх ворот - Гонда, Хипсайда, Усадебных и Морских. Они поменьше и обычно недоступны для простого люда. Их построили уже после стен Нижнего города для того, чтобы дать патриарам удобный доступ из дома к своим предприятиям и обратно. Их содержание оплачивают патриары в частном порядке, так что они служат демонстрацией личного успеха, а потому лучше украшенные и тщательнее охраняются, чем общественные. Официально через них нельзя пройти не имея патриарской ливреи или письма с разрешением, но ходят слухи, что главари Гильдии и опытные слуги из свиты некоторых патриаров знают, каких именно стражников можно подкупить. В любом случае явные двойные стандарты, связанные с этими воротами, вечно раздражает жителей Нижнего города. Они не могут пользоваться воротами у себя в районе, и приходится делать крюк через общественные.
Районы
Большинство чужаков замечает на улицах Верхнего города лишь кричащую роскошь, но его жители весьма различаются по стилю жизни и статусу. Богатство и вкус, а также расположение делят Верхней город на несколько непохожих районов.
Простор. Это главный рынок и общественное пространство Врат Балдура, где каждый день с рассветом торговцы ставят прилавки и выкладывают товары. Уличным музыкантом и шумным артистом запрещено тут появляться, а те купцы, кто не живёт в Верхнем городе, каждый вечер обязан свернуть лавочку и убраться. Днём Простор кипит жизнью, а по вечерам пустеет за исключением выходных и масштабных праздников.
Улица цитадели. Над северной частью Верхнего города нависает Цитадель Стражи, где стражники проводят тренировки. Там есть казармы, конюшни несколько тюремных камер. Помимо Цитадели в районе хватает лавок и сравнительно скромных, но всё равно впечатляющих домов тех немногих жителей верхнего города, кто не относится к патриарам.
Усадебный район. Самые роскошные дворцы стоят в западной части Верхнего города. Тут живёт большинство пэров парламента, а также старые гордые семейства, чьи корни уходят во времена Балдурана. Многие из этих изящных домов украшают ступенчатые сады, дворы с фонтанами и личные оранжереи.
Храмы . Грандиозные соборы и церкви высится на фоне неба в этом центральном районе, самый знаменитый из них - Высокий дом чудес Гонда. Священники в церемониальных одеждах и прихожане, одеты как на парад часто появляются в этой части города. скромные просители тут редки, но попадаются и те, кто приходит сюда ежедневно, тратя всё на пошлину ради капли надежды.
Старая Стена
Изначальная стена, построена во времена Балдурана, окружает Верхний город и отделяет его от Нижнего, а также занимает важное место в истории города и воображении горожан. Это памятник прошлого, отмечавший первые границы города, - и реальное воплощение границы между патриарами и простыми горожанами, что важнее в повседневной жизни. Сарая стена - символ того, что балдурцы любят и ненавидят в своём городе.
Большая часть Старой стены была перестроена после разрушительных мятежей прошлого и укреплялась в каждые последующие неспокойные времена, пережитые Вратами Балдура. Каждое предложение об обновлении стены вызывает конфликт между инженерами Гонда, продвигающими новые строительные технологии и материалы, и патриарами и консерваторами , желающими сохранить историческую архитектуру. Тем временем контрабандисты и агенты Гильдии подкупают строительные бригады, исправляют чертежи и всячески стремятся, чтобы реновация не затронула их тайные тоннели, а то и добиваются, чтобы строители создали новые.
Старая стена уверенно и гордо пережила столетия подобного ремонта, но всё же время её не пощадило. По правде говоря, в ней полно тайных лазов - или, что чаще, они проходят под ней. Тайны этих ходов тщательно охраняются, и пользуются ими лишь изредка, ибо при частом использовании слишком велик риск, что ход заметят. Так или иначе, если Старая стена подвергнется серьёзному испытанию, её защитники обнаружат, что она не так уж и непроницаема.
Особняки патриаров
Грандиозные дома патриаров служат им поводом для гордости и центром высшего света. Особняк является доказательством, что семейство пустило корни во Вратах Балдура, ещё когда воздвигли в стену, и что род этот оставался процветающим и не прерывался с тех пор. Даже когда изредка особняки патриаров переходят в чужие руки, новый владельцы идут на всё, чтобы доказать - или подделать - какую-нибудь связь с родом предшественника.
Особняки большинства патриаров - это городские дома, а не отдельные усадьбы. Верхний Город всегда был стеснён крепостными стенами, и даже богатейшим семейством приходилось ограничиваться небольшими участками. Так что при патриарских особняках обычно есть лишь маленькие сады, организованные вертикально: плодовые деревья, розы и глицинии, растущие на шпалерах, и плющ, увивающий стены дома.
Поскольку у особняков давняя история и небольшая площадь, они по большей части завалены семейными реликвиями и сокровищами, накопленными за долгие поколения. Но бывает, что роскошь здание скрывают упадок внутри. Особняки дорого ремонтировать, а династии имеют свойство иссекать. Ни один патриар не признается, что ему не хватает денег, но кое-кто из них мечтает породниться с богатыми чужаками, которые влили бы в увядающий род свои капиталы и энергию.
Места Верхнего города
Башня Рамазита
Шестиэтажную цилиндрическую башню из красного кирпича, похожую на пагоду, одни считают уникальной достопримечательностью, а другие — позором города. Её построил почти сто лет назад эксцентричный волшебник Рамазит, который приплыл из далёкого Дарпара и прославился огромными знаниями глубин и столь же огромными богатствами. Впрочем, Рамазит не был известен ни как умелый мореход, ни как умелый маг до того, как заработал себе на эту башню, а корни его успеха остаются тайной. Вскоре после завершения башни Рамазит умер при подозрительных обстоятельствах. Кое-кто поговаривает, что конец он встретил после того, как неудачно пошалил с нимфой, но самые упорные слухи гласят. Что его смерть связана именно с неожиданным успехом. По одной версии, нимфа отомстила за некое ужасное преступление против её народа, на которое Рамазит пошёл ради обретения силы. По другой, сама его душа была частью сделки. Так или иначе башня Рамазита пустовала много десятилетий, и лишь несколько лет назад её приобрёл Лорроакан, молодой и вспыльчивый маг, который известен дорогими покупками и вечной нехваткой денег. Лорроакан родом из города Аткатла на юге, и ходят слухи, что он — изгнанный с позором Волшебник в Капюшоне, а то и беглец из могущественного дома Селемчант из Амна. Лорроакан зарабатывает тем, что зачаровывает одежду от влаги и плесени, — практичное, но скромное занятие, судя по которому его магическое мастерство невелико. Видимо, поэтому он не открыл верхние этажи башни и работает только на первом и небольшой части второго этажа. Вечная нехватка денег заставила Лорроакана искать тех, кто готов отправиться на давно закрытую вершину башни Рамазита, чтобы раскрыть тайну, как разбогател покойный волшебник. Его, похоже, не волнует, что та самая тайна принесла Рамазиту безвременную кончину, а сам Лорроакан ничуть не сильнее его как маг.
Вилла Вантампуров
Герцогиня Вантампур не выносит светские сплетни, которые в Усадебном районе повсюду. Так что её поместье располагается в районе Храмов в Верхнем Городе — как можно дальше от прочих патриаров, но при этом всё же у них на виду.
Высокий Дом Чудес
Эта просторная мастерская — центр религии Гонда во Вратах Балдура. Каждый день наковальни и верстаки, наполняющие Высокий Дом Чудес, звенят от молотков и пил. Под наблюдением дотошного верховного ремесленника Андара Бича изобретатели работают плечом к плечу со священниками, послушниками и мастерами всех ремёсел. Поскольку творения этой мастерской — в основном экспериментальные прототипы, их не показывают широкой публике.
Храм Гонда процветает во Вратах Балдура неслучайно. Конечно, на Побережье Мечей есть и более развитые и образованные города, но мало где ещё приверженцы Гонда могут рассчитывать на такие редкие ресурсы и минимум придирок от властей. Городу нужны изобретения, и ему нет дела, этично ли они созданы и как вообще появились. Ходят слухи, что у Высокого Дома Чудес есть секретный испытательный полигон в городе или за городом.
Естественно, священники Гонда предоставляют лечение и прочие магические услуги любому, кто заплатит. Но они бывают так увлечены своими проектами, что неохотно отвлекаются на кого-то, кроме обладателей самых необычных ран и недугов.
Высокий Зал
Это центр почти всей деятельности правительства во Вратах Балдура. Тут собираются Парламент Пэров и Совет Четырёх, а у каждого из четырёх герцогов тут есть роскошный кабинет и тайные комнаты для переговоров. Суды над преступниками, учёт налогов и заседания профессиональных гильдий также проводятся в Высоком Зале.
На большинстве уголовных дел председательствует доверенный судья, назначенный одним из четырёх герцогов. Большинство дел решается как простые административные вопросы, от обвинения до приговора проходят считаные минуты. Слова офицера Пламенного Кулака или Стражи достаточно для признания обвиняемого виновным, если не появится независимый свидетель или доказательство, вызывающее сомнения. Судье остаётся лишь поставить печать на бумаге, уже подготовленной стражниками. Это, естественно, приводит к немалой коррупции, которую усугубляет то, что практически только от судьи зависит, оправдают или признают виновным подозреваемого. Подкуп и давление — обычное дело в судах, а честные судьи редки и всех пугают.
Помимо судов, в Высоком Зале находятся библиотеки со всеми местными законами и указами, судебными решениями и прецедентами, записи о праве собственности, хартии гильдий, результаты переписей и родословные всех благородных семей и важных простолюдинов. Архивы ведутся с основания города, и порядок в документах поддерживается столетиями. У библиотек нет общего алфавитного указателя, так что рыться в их запутанных и нелогично организованных хранилищах бывает сложно. Большинство просто платит одному из библиотекарей, чтобы тот нашёл, что им нужно.
Наконец, на первом этаже восточного крыла Высокого Зала находится музей истории Врат Балдура и мавзолей, где погребены многие герцоги и герои. Статуи древних знаменитостей, в том числе самого Балдурана, возвышаются над гробницами с их пыльными костями, а в случае с Балдураном — над стеклянным гробом, где хранится всё, что осталось от пропавшего основателя города: обрывки его плаща, длинный меч, щит и любимая подзорная труба.
«Далёкие Берега»
Тендай и Кеннен Шоры — семейная пара. Они успешно занимаются импортом сушёного мяса, пряностей, экзотической посуды и народных рецептов из Порт-Ньянзару, где живёт остальное семейство Тендая. Их приправы: смеси из ажгона, кориандра, имбиря, разных видов карри и разноцветной соли — помогли чалтской кухне прижиться на столах патриаров.
Несмотря на такой успех, предприятие Шоров выглядит скромным и неприметным. Многие пытались выкупить его у пары, чтобы расширить дело. Но Шоры не собираются продавать компанию, несмотря на предложения многих патриарских семей и анонимных покупателей.
Дом Бормулов
Этот элегантный трёхэтажный особняк из жёлтого гранита и сланца стоит в Усадебном районе, а стены его сада увиты чайными розами. Прошлой весной на праздники приехал двоюродный дядюшка и привёз огромный багаж. Слуги при его прибытии вели себя странно, но Бормулы списали это на последствия отравления устрицами, от которого многие дома пострадали той весной. Через несколько дней дядюшка уехал, оставив часть своих странных штук. Бормулам негде было хранить этот хлам, и они сложили его в семейный склеп под домом. Теперь они лежат там, почти забытые.
А вскоре на жителей трущоб Внешнего Города начал жестоко нападать бесшумный убийца, одетый в дырявый старомодный плащ патриара. Многие замечали этого бледного убийцу, но никому не удавалось ни сразиться с ним, ни проследить до его логова. Он будто растворяется в городском тумане после каждого убийства.
Дом Риллинов
Риллины — одна из самых уважаемых патриарских семей во Вратах Балдура, но пару поколений назад они обеднели. Лишь недавно им удалось поправить положение, и за это следует благодарить лично Ивандру Риллин. Она вернулась во Врата Балдура после долгих лет службы в Пламенном Кулаке и прочих отрядах наёмников — а ведь эта карьера начиналась как бунт против скучных предков!
Осознав, что её семье нужен долговременный источник дохода, Ивандра открыла фехтовальную школу в гостевом домике, пристроенном к семейному особняку. Школа Риллин вот-вот даст первый выпуск учеников. Все они тренировались у Ивандры не менее пяти лет и завоевали её уважение своими способностями. Ивандра — суровая учительница, так что это серьёзное достижение и ученики вправе собой гордиться. Она надеется, что студенты прославят её имя по всему региону и завоюют школе репутацию. Тем временем она продолжает набирать новых учеников, оставляя тех, кто подаёт надежды, и отвергая прочих. Многие из тех, кто получил отказ, оскорблены и затаили обиду на Ивандру и её дом.
Дом Хьюнов
Могущество Хьюнов прибывает и убывает, подобно луне. Но другие патриарские семейства небезосновательно побаиваются их. У Хьюнов есть серьёзные связи по всему Побережью Мечей, и они могут испортить жизнь любым потенциальным соперникам.
Старая вдова Лютеция Хьюн управляет этим небольшим особняком. У Лютеции есть родня, с которой она не общается, но нет детей, и после её смерти семейное гнездо должно достаться той ветви семейства, которую она презирает. Чтобы не допустить этого, она заказала библиотекарям Высокого Зала изучить патриарские родословные и найти более достойного наследника.
Дом Эомейнов
Четверо Эомейнов печально известны в Верхнем Городе из-за маскарадов, которые устраивают у себя в особняке. Нисена Эомейн приглашает на балы жителей других частей города, мечтающих улучшить своё положение в обществе, и заманивает их в ловушку. Без жетонов Стражи гости Нисены могут угодить на ночь в казематы Цитадели, а то и что похуже, если их поймают в Верхнем Городе после захода солнца. Из-за этого они не могут уйти и вынуждены позволять хозяйке и её друзьям издеваться над ними до спасительного рассвета. Пока что Нисена не причиняет вреда своим игрушкам, но её игры становятся всё более дерзкими. Кто-нибудь да пострадает — это лишь вопрос времени.
Зал Леди
Храм Тиморы во Вратах Балдура сделан из местного жёлтого гранита, крыт черепицей из сланца и совершенно не выделяется из окружающей архитектуры. Лишь недавно к строению добавили красивые мозаики, изображающие тех, кто превозмогает неудачу в море.
Помимо проведения религиозных ритуалов, на которые прихожане Тиморы являются лишь по большим праздникам, храм служит для приёма прошений и крупных пожертвований от тех, кто ищет заступничества храма. По многим причинам балдурцы не особо доверяют Страже, Пламенному Кулаку и Гильдии. Когда им необходима помощь влиятельной организации, они часто обращаются к Леди Удаче. Зал Леди всегда готов выслушать их просьбы и принять подношения. Обычно помощь оказывают в виде благословений, магических и не очень, но порой жрецов трогает рассказ о крайней несправедливости, и они могут попросить старейшин храма о вмешательстве. Это редко случается, ибо церковь неохотно подвергает риску своё положение и не готова бороться с каждой неправдой, на которую ей укажут. И всё-таки порой жрецы анонимно связываются с искателями приключений, которые любят собираться у храма, и по возможности платят им за восстановление справедливости.
Зал Чудес
Это величественное здание служит полурелигиозным музеем дивных изобретений, созданных во имя Гонда. Не следует путать его с похожим по названию Высоким Домом Чудес, который служит храмом и мастерской, где разрабатывают прототипы, ещё не готовые к показу на публике. В Зале Чудес же выставляют доведённые до совершенства творения, вдохновлённые Гондом. Тут есть всё, от сейфов, замаскированных под обычную мебель, до таких чудес, как механический оркестр с паровым приводом, паровой «дракон», чей двигатель позволяет переносить огромные тяжести, хитроумные планетарии и навигационные приборы. Под каждым стендом прикреплены таблички, где указано назначение этих диковин, их создатели и страна происхождения, когда это известно.
Ходят упорные слухи, что под Залом Чудес скрыто хранилище сокровищ, охраняемое механическими чудовищами. И это правда: под огромным алтарём Зала Чудес спрятана сложная система нажимных панелей, открывающая тайный ход под храм. Пройдя по тайному ходу, можно попасть в ряд хранилищ, охраняемых механическими устройствами. В одних хранятся религиозные реликвии, другие сдают богатым клиентам, желающим спрятать свои сокровища в максимальной безопасности.
Зоркий Щит
Святилище Хельма во Вратах Балдура представляет собой небольшую часовню, окружённую крыльями у дверей и бдительным серебряным оком, выгравированным над входом. На богослужения в церковь часто ходят бойцы Стражи и Пламенного Кулака, телохранители и все прочие, на кого ложится бремя защищать других.
Если Стража или Пламенный Кулак попросит, жрецы Хельма помогают обслуживать стены города и отбивать нападения на его ворота. Хотя Бог Стражей и его верующие исполняют свой долг беспристрастно и не задумываются о городской политике, за эту роль их всё же многие презирают во Внешнем Городе.
Жрецы Хельма исцеляют всех, кто готов сделать пожертвование золотом или оружием. Они поддерживают давнюю традицию бесплатно помогать тем, кто получил тяжкие ранения, защищая других. Так рождаются невероятные байки, которые травят у ворот Зоркого Щита, — суровые забияки и головорезы Гильдии рассказывают, что якобы получили раны, совершая героические подвиги.
Пекарня Харбриз
Пекарня славится в районе разноцветными коричными печеньями и сахарными кексами. Эта лавка хорошо зарабатывает на кипучей торговле во Вратах Балдура, предлагая пресыщенным клиентам редкие пряности и широкий ассортимент экзотического чая. Именно здесь патриары собираются посплетничать во второй половине дня, так что Эллин Харбриз, рыжая пышнотелая хозяйка, знает всё обо всех важных событиях в кругах общения её клиентов. Любому, кому нужны светские слухи, советуют начать с её пекарни.
Погреба
Под Простором раскинулся лабиринт складов, пивных подвалов и запутанных тоннелей, который называют просто Погребами. Мощёные помещения тут соединены проходами, многие из которых закрыты железными решётками и ржавыми, но крепкими замками. Некоторые тоннели ведут наверх, в здания на уровне улиц, другие выходят на сами улицы через решётки и стоки. Входов и выходов в Погребах не менее двух десятков, но лишь немногие широко известны, а некоторые специально хранят в секрете.
Большинство балдурцев слышало о Погребах как о подпольной пивной и борделе. Ни Стража, ни Пламенный Кулак не патрулируют Погреба, и порядок тут поддерживает банда громил в масках, называющих себя Погребниками. Благодаря почти полной изоляции от закона, в Погребах любят вести дела тёмные личности, которые в противном случае не рискнули бы работать в Верхнем Городе, опасаясь поимки. В их «комнатах развлечения» есть азартные игры, проституция, экзотические напитки и звериные бои — например, канализационных крыс против пауков размером с собаку. Этим большинство простых горожан, спустившихся в Погреба нюхнуть опасности, и ограничивается.
Но те, кто ищет серьёзных опасностей, тут их найдут. В Погребах есть несколько тайных укреплённых помещений для торговли, где с разрешения Гильдии продают оружие, запретную маскировку, поддельные жетоны Стражи, редкие яды и разную контрабанду. Чтобы попасть к таким торговцам, требуется разрешение Гильдии или серьёзная взятка Погребникам.
Помимо покупки нелегальных товаров, через Погреба, по слухам, можно попасть почти в любую часть Верхнего Города. Потайные тоннели петляют под многими особняками патриаров, банками, заведениями и даже самим Высоким Залом. Ложные стены соединяют их с винными погребами и подвалами. Некоторые стены, по слухам, так тонки, что сквозь них можно подслушать самые тайные планы и скандальные интрижки.
Погребами управляет тощий бородач Хельтур Риббонд по кличке Лента. Из-за ласковых, нарочито вежливых манер и широкой улыбки его испещрённое шрамами лицо кажется ещё более зловещим. Лента никогда не теряет самообладания, даже когда мечет в разбуянившихся посетителей ножи и бутылки с убийственной меткостью. Все верят, что он главарь или какой-то ещё важный член Гильдии.
Простор
По закону вся торговля должна проводиться или в лицензированных заведениях, облагаемых налогом, или на Просторе — крупнейшем общественном пространстве и рынке города. Каждое утро торговцы стекаются сюда, ставят прилавки и принимают поставки от небольшой армии разносчиков. С каждым закатом торговцы грузят непроданные товары в телеги или платят астрономические деньги за аренду склада.
А с рассвета до заката Простор представляет собой бурный и людный рынок, где гадалки и мошенники сидят рука об руку с торговцами, продающими пряности, рыбу, меха, благовония и все прочие дорогие товары, какие
можно найти на континенте и за его пределами. Несмотря на многолюдность. Простор тщательно охраняется, и Стража зорко высматривает карманников. Уличным музыкантам запрещено тут выступать под страхом крупного штрафа и изгнания с рынка, так что на Просторе потише, чем на хаотичных рынках Внешнего Города. Зато тихие артисты вроде кукловодов и фокусников встречаются часто.
Каждое утро Джедрен Хиллер, бейлиф Простора, распределяет прилавки между купцами. Постоянные клиенты и купцы, живущие в Верхнем Городе, получают лучшие места, а менее уважаемые — или не умаслившие Хиллера достойной взяткой — отправляются в наименее людные углы. О продажности бейлифа во Вратах Балдура ходят легенды, но купцы не видят другого варианта, кроме как платить, ведь доходы от одного успешного торгового дня покроют эти расходы.
Статуя Минска и Бу. Долгие годы на Просторе стояла одна из лучших достопримечательностей города: Любимый Следопыт, статуя могучего воителя в доспехах, который весело улыбается и держит в руках хомячка. Лишь недавно выяснилось, что это не статуя, а сам герой, рашемен Минск, и его спутник Бу, «гигантский космический хомяк в миниатюре», подвергшиеся магии окаменения. Когда магию рассеяли, герои освободились и снова отправились в странствия, но Простор лишился части очарования. Купцы громко возмущались, так что пришлось заказать статую Минска и Бу на замену и поставить на постамент, на котором годами стояли реальные герои.
Развёрнутый Свиток
Храм Огмы из белого мрамора с ярко-красной арочной крышей, окаймлённой золотом, выделяется среди окрестных зданий. В нём расположен глубокий зеркальный бассейн, а крыша над ним построена с учётом акустики так, чтобы слова говорящего были чётко и ясно слышны собравшейся публике. Благодаря этому в церкви часто проводят свадьбы, обряды посвящения и прочие церемонии.
Ходят легенды, что барды и художники, поизучавшие полдня своё отражение в бассейне, раскрывают свой разум воле Огмы и обретают видение, вдохновляющее их следующее творение. Период размышлений может длиться с рассвета до заката, с полуночи до полудня или в любое другое время. Но поскольку Развёрнутый Свиток находится в Верхнем Городе, всех, кроме местных жителей, выгоняют с закатом.
«Три Старых Бочонка»
Таверна так названа за вывеску — три связанных вместе бочки, висящих на шесте. В «Три старых бочонка» любят захаживать нынешние и бывшие члены Пламенного Кулака. Тут подают простые и сытные обеды, большой ассортимент хорошего, но недорогого вина и пива и не терпят дебоширов. Комнаты можно снимать на короткий и долгий срок, а ещё в «Трёх старых бочонках» предоставляют услуги прачечной, починки и заточки. Из-за разумных цен и гостеприимной атмосферы многие отставные наёмники Пламенного Кулака поселились тут на постоянной основе. Эти старожилы служат дополнительной охраной, благодаря чему «Три старых бочонка» — одно из самых безопасных мест для гостей Врат Балдура.
Владельцы — трое покрытых бородавками братьев под шестьдесят, которых прозвали Тремя Старыми Жабами. Их зовут Альстан, Бранхём и Клальброт Винтерсайды, все трое нейтральные добрые мужчины, люди, простолюдины. Три Старые Жабы известны тем, что любят выслушивать грустные истории. Все повара и слуги в «Трёх старых бочонках» — вдовы и сироты бойцов Пламенного Кулака, и в таверне регулярно собирают средства для семей тех, кто покалечился или погиб на службе. Впрочем, доброта братьев не подкреплена проницательностью, так что они часто становятся жертвами мошенников. Пару раз жуликам удавалось увести у них столько денег, что «Три старых бочонка» оказывались на грани разорения. Братьям приходилось просить о помощи, чтобы восстановить утраченное и не закрывать таверну.
Цитадель Стражи
Стражники Верхнего Города используют Цитадель Стражи как тренировочную базу, казарму и административный центр. В конюшне содержатся боевые кони Стражи, а в нескольких камерах держат обычных задержанных, ожидающих перевода в суд при Высоком Зале или в тюрьму в Морской крепости Балдурана.
Кастеляном Цитадели служит главный констебль и мастер стен Осмурл Хевенек. Он глубоко предан своим констеблям и не переносит городскую политику. Хевенек следит, чтобы в Цитадели была провизия, чтобы казначей честно платил, а сама Цитадель и Старая стена оставались в хорошем состоянии. Он также наказывает провинившихся бойцов Стражи — к обвинениям в их адрес он относится очень серьёзно и тщательно их расследует. Главный констебль Хевенек не терпит нарушений в своих рядах, но один он не справляется и многого не замечает.
Из Цитадели Стража днём и ночью отправляет регулярные патрули по Верхнему Городу и часовых на Старую стену. Многие офицеры Стражи — сами патриары, наследники целых династий, верой и правдой служивших Вратам Балдура. Большинство стражников сами живут в Верхнем Городе, а потому хорошо знают городских патриаров и без труда распознают самозванцев. Многие стражники общаются с жителями остальных частей города только у ворот, в напряжённой обстановке, из чего рождаются предубеждения.
Поскольку немногие в Страже когда-либо жили за стенами привилегированного района, Стража обычно не замечает тягот повседневной жизни за пределами Верхнего Города. К тем, чьи простонародные манеры выдают «низкое происхождение», стражники относятся с подозрением, а то и с презрением. И хотя большинство офицеров старается, чтобы Стража держалась вежливо со всеми балдурцами, неприязнь к беднякам в Страже глубока. Правда, чаще она проявляется как снисходительность, а не открытая враждебность. При прочих равных Стража скорее поверит на слово патриару или жителю Верхнего Города, а слово жителя Внешнего Города ценится ниже всех прочих.
«Шлем И Плащ»
В этом заведении собирается необычная смесь из состоятельных, но не высокомерных патриаров, странствующих благородных, знаменитых бардов и амбициозных жителей Нижнего Города, желающих втереться в круги элиты. Здесь обычно нешумно, клиентов обслуживают безупречно и предлагают блюда из лучших ингредиентов. Тут жарят кур, а не павлинов или куропаток, а рыба не покрыта типичной для Серой гавани плёнкой.
Заведение состоит из двух зданий, управляемых как одно. «Шлем» — гостиница, над входом в которую нависает исполинский железный шлем, якобы принадлежавший огненному великану. «Плащ» слегка поменьше, и над его крыльцом трепещет яркий плащ жрицы Суни. Оба здания украшены экзотическими и не очень трофеями, оставшимися от приключений, в том числе мраморным бюстом единорога с бронзовым рогом в главном зале «Шлема». Этот рог клиенты часто потирают на удачу, так что он всегда сияет как новенький.
«Шлем и плащ» давно привлекают идеалистов среди сыновей и дочерей патриарских семейств. Поколениями эти юные романтики, вдохновляясь примером Лурю, зовут себя Рыцарями Единорога. Со временем то, что началось как легкомысленная игра, превратилось в серьёзную силу, борющуюся за добро в мире, а некоторые из первых рыцарей добились славы своим героизмом. В наши дни «Шлем и плащ» продолжают оставаться неформальной штаб-квартирой Рыцарей Единорога. Заведением даже управляют два рыцаря в отставке. Ведрен и Халеста. Благодаря этой парочке и клиенты у таверны соответствующие, а бюст единорога служит напоминанием об их молодости.