Найти тему
Minsknews.by

Ледовое побоище, «Судьба человека» и арест «фальшивомонетчика № 1». Этот день в истории: 12 апреля

Оглавление

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 12 апреля в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1242 год. Русские дружины Александра Невского разбивают рыцарей Ливонского ордена на льду Чудского озера

-2

Генеральное сражение неудачной захватнической кампании Ордена 1240–1242 годов вошло в историю как Ледовое побоище. Вот как рассказал о нем летописец: «…И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук ударов от мечей, так что лед на замерзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью…».

Историки сходятся в том, что решающим фактором в победе русского оружия было военное искусство 22-летнего новгородского князя Александра Невского. Ледовое побоище стало первым случаем, когда тяжелая рыцарская конница была разбита в полевом бою войском, состоявшим в большей части из пехоты. Придуманный Александром новый боевой порядок русских войск оказался гибким, в результате чего удалось осуществить окружение противника, боевой порядок которого представлял собой малоподвижную массу. Пехота при этом успешно взаимодействовала с конницей.

Гибель большого числа профессиональных воинов сильно подорвала мощь Ливонского ордена, который вскоре заключил мирный договор с Новгородом, возвратив все захваченные у него земли. Вместе с тем в советской историографии преобладало слишком прямолинейное представление о победе на Чудском озере. В солидных трудах безапелляционно утверждалось, что «разгром немецких рыцарей ликвидировал нависшую над русским народом опасность — разделить судьбу порабощенных немецкими феодалами прибалтийских племен», тогда как на самом деле жесточайшая борьба с Ливонским орденом продолжалась вплоть до Ливонской войны 1558–1583 годов, когда орден и был окончательно разгромлен.

1919 год. В Москве проходит первый коммунистический субботник

-3

В те годы советская Россия находилась в очень тяжелом военном и экономическом положении. Одной из серьезнейших проблем была плохая работа железных дорог, а в частности нехватка паровозов.

12 апреля после окончания рабочего дня 15 работников депо станции Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги вышли ремонтировать паровозы. Они работали совершенно бесплатно. Как было написано в протоколе партийной ячейки, «работу начали в 8 вечера и закончили в 6 утра».

Через месяц, 10 мая, в Москве прошел первый массовый субботник, на который вышли уже 205 человек.

Почин, который Владимир Ильич назвал великим, по просьбе партии подхватила вся страна, а в словаре появилось новое слово «субботник» — добровольное и бесплатное коллективное выполнение в сверхурочное время общественно полезного трудового задания, происходившее по субботам.

1959 год. На экраны советских кинотеатров выходит фильм Сергея Бондарчука «Судьба человека»

-4

Успех фильма был редким случаем совпадения официального одобрения и народного признания. Мужество человека, выстоявшего под камнепадом бед, привлекало людей. Не частная жизнь, а общая судьба. Это и почувствовал в истории Шолохова Сергей Бондарчук, для которого, по его признанию, желание экранизировать рассказ стало тогда целью жизни.

Рассказ «Судьба человека» впервые напечатала «Правда» в двух номерах — за 31 декабря 1956 г. и 1 января 1957-го. В его основу Шолохов положил историю, поведанную ему случайным знакомым в 1946 г. Опубликование произведения вызвало огромное количество откликов. В адрес редакции «Правды» приходили письма не только со всего Советского Союза, но и из-за рубежа. В частности, свои восторженные отзывы прислали Эрих Мария Ремарк и Эрнест Хемингуэй.

По рассказу «Судьба человека» Юрий Лукин, постоянный редактор произведений Шолохова еще с 1930-х годов, и Федор Шахмагонов, литературный секретарь Шолохова, написали киносценарий, который в октябре 1957 г. опубликовала «Литературная газета». А далее за дело взялся Бондарчук, к тому времени уже удостоенный всевозможных званий и регалий как актер, который решил попробовать себя на режиссерском поприще.

В первый год демонстрации фильма его посмотрели 39,2 миллиона человек, он удостоился Гран-при Московского международного кинофестиваля и по результатам опроса журнала «Советский экран» был признан лучшим фильмом года.

В 1961 г. «Судьбу человека» показали американскому зрителю. «Официальные» рецензенты не преминули подпустить в свои обзоры яду. «И снова русские прислали нам жгучий фильм об ужасной войне, рассказывающий об опыте и страданиях русского солдата, захваченного нацистами во время Второй мировой войны, — писал кинообозреватель The New York Times Босли Кроузер. — Сразу предупреждаю, что это не приятная или духовно возвышающая картина. По большей части, это отвратительный и бескомпромиссный отчет о зверствах и унижениях, которые бесконечно нагромождаются на героя и его собратьев русских военнопленных, когда их загоняют в рабство в Германию».

Дадее Кроузер пишет, что после ряда «отвратительных сцен» (русские душат «стукача», собаки грызут героя после неудачного побега из лагеря и т. д.) фильм становится «сентиментальным и пафосным».

Но как ни старались сотоварищи Кроузера испортить соотечественникам впечатления от фильма (раз уж не удалось пресечь его демонстрацию в США), американский зритель, согласно данным IMDB, достаточно высоко оценил режиссерский дебют Бондарчука, присвоив «Судьбе человека» рейтинг 7,9. Ну а мировой зритель оценил фильм еще выше.

Вот что писал, например, после нью-йоркской премьеры известный американский эксперт по советской культуре и кинематографу Деннис Грюнис, которого трудно заподозрить в симпатиях к советскому режиму: «Смотреть этот фильм — душераздирающий опыт, и если бы пролитые мною при его просмотре слезы были барометром для определения того, что представляет собой великое произведение искусства, он был бы признан величайшим произведением искусства. «Судьба человека» буквально привела меня в истерику. <…> Фильм Бондарчука — серьезный и глубокий фильм о войне. Его должен посмотреть каждый».

1961 год. Первым космонавтом Земли становится 27-летний советский военный летчик Юрий Гагарин

-5

В этот день, сказав свое легендарное «Поехали!», он стартовал с космодрома Байконур на космическом корабле «Восток». Совершив один виток вокруг Земли, старший лейтенант Гагарин приземлился на парашюте в районе Саратова уже майором и мировой знаменитостью. Полету первого человека в космос радовался весь мир.

Газета «Таймс» писала: «Для Жюля Верна это было 80 дней, для майора Гагарина — 108 минут».

Перед стартом Гагарин записал радиообращение: «Я говорю вам, дорогие друзья, до свидания, как всегда говорят друг другу люди, отправляясь в далекий путь. Как бы хотелось вас всех обнять, знакомых и незнакомых, далеких и близких!»

Удивительно, но факт: на протяжении всего полета пульс у Гагарина оставался в норме, тогда как у тех, кто следил за полетом с Земли, он подскочил до 120 ударов в минуту.

14 апреля Москва торжественно встречала героя. Такого ликования столица не помнила с победного мая 1945 г. Огромные толпы людей — их никто не организовывал — шли и шли через Красную площадь, приветствуя первого космонавта земли.

Ах, этот день двенадцатый апреля,

Как он пронесся по людским сердцам.

Казалось, мир невольно стал добрее,

Своей победой потрясенный сам,

— писал Александр Твардовский.

Перед Гагариным было произведено 5 пробных запусков. Они показали, что космос не прощает малейшей неточности: первый корабль, выполнив программу, не послушался команды на спуск, перешел на орбиту и в дальнейшем прекратил существование. Второй запуск был удачным. Но в конце 1960-го на третьем запуске корабля типа «Восток» опять неудача: аппарат сгорел при возвращении. Гагарин шел на риск, ценою которого могла стать жизнь.

Полет человека в космос стал грандиозным свершением инженера-ракетчика Сергея Павловича Королева, мечтавшего о космических полетах еще в начале тридцатых годов. Во множестве стран рукоплескали симпатичному космонавту, объехавшему затем почти весь мир, а имя Королева по-прежнему оставалось неведомым никому, кроме друзей и сотрудников. Увы, о великом конструкторе разрешили написать — да и то не сразу — только после его смерти в 1966 г.

По решению Международной авиационной федерации 12 апреля отмечается как Международный день авиации и космонавтики.

1977 год. Милиция задерживает самого знаменитого фальшивомонетчика Советского Союза Виктора Баранова

-6

Его долго и безуспешно разыскивали правоохранители по всей стране, а взяли в Черкесске при сбыте поддельной 25-рублевки.

Фальшивки Баранова, уникальные по качеству исполнения, в 1976–1977 годах были обнаружены в отделениях Госбанка Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Вильнюса и десятков других городов.

Изготовленные кустарным способом в «мастерской» Баранова купюры ни на глаз, ни на ощупь не отличались от денег, которые выпускал Гознак. Их удавалось распознать лишь по характерному отслоению бумаги на сгибе, которое появлялось после длительного употребления. Фальшивые деньги поэтому свободно обращались до тех пор, пока не приходили в ветхость.

Баранов родился в 1941 г. в Подмосковье. Отец его был военным прокурором, мать — работником торговли. После службы в армии Баранов перебрался жить в Ставрополь, работал шофером в местном крайкоме партии. Говорят, возил самого Горбачева.

В 1977-м на суде он заявит, что стал фальшивомонетчиком… радея о государственных интересах. Мол, обратил внимание, как слабо защищены от подделок советские деньги. Неоднократно писал об этом в высокие инстанции, но те не реагировали. Тогда и решил доказать свою правоту на практике: подделать самую защищенную из советских купюр, 25-рублевую. У себя дома он оборудовал настоящую фабрику, позволявшую идеально воспроизводить все мельчайшие детали рисунка денег, включая волнистую сетку и водяные знаки. С помощью этой техники Баранов изготовлял купюры достоинством 25, 50 и 100 рублей. Одних 25-рублевок он реализовал более 850 штук.

Впервые его подделки были обнаружены в Москве в ноябре 1976 г. Но вначале следствие пошло по ложному пути, взяв под подозрение всех сотрудников типографских фабрик. Прорабатывалась также версия «происков ЦРУ», направленных на подрыв советской финансово-валютной системы. Арестовали Баранова с помощью «оперативной наводки», причем наводчик (редкий случай) был принят лично Щелоковым и получил от него в подарок именные часы.

Суд приговорил фальшивомонетчика к 12 годам тюрьмы с конфискацией незаконно нажитого имущества. Ходит легенда, что, уже находясь в заключении, Баранов умудрился изготовить несколько десятирублевых купюр. Его вызвали к начальству и поинтересовались, не хочет ли он «добавки» к сроку. Баранов гордо ответил: «Внимательно прочитайте, что написано на бумажке». А там вместо «действительно на всей территории СССР» стояло: «действительно только на территории зоны». Заводить на знатного фальшивомонетчика дело о мошенничестве не стали.

В 2016 г. на экраны вышел драматический сериал «Деньги». Прототипом главного героя Алексея Баранникова, сыгранного актером Федором Лавровым, стал талантливый изобретатель и «фальшивомонетчик № 1» Баранов. Но фильм все-таки художественный, и из биографии прототипа были взяты только основные вехи: работал водителем, возил Горбачева, был изобретателем, пел оперные песни… История любви целиком и полностью придумана сценаристами.