Недавно мы говорили про уважение личности ребёнка.
Но ведь нужно и ребёнка учить уважать других.
Свобода – это хорошо, но она не должна превращаться во вседозволенность, это неминуемо приведёт к эгоизму, капризам, манипулированию другими людьми.
Есть у меня такие примеры. Сначала такая свобода, которой гордились родители, обернулась против педагогов. А потом и против самих родителей. Нелегко им сейчас.
Когда мы говорим о свободе, мы имеем в виду не «то хочу, то и делаю.», а «я делаю то, что хочу, но при этом не мешаю тем, кто рядом».
Ещё Мария Монтессори, которая выступала за свободу выбора для детей: выбора деятельности, выбора игрушек, намеренно создавала в своих детских садах дефицит игрушек. Речь не о количестве, а о том, что все игрушки, даже супер — интересные были только в одном экземпляре. Это было нужно для того, чтобы научить ребёнка делиться, ждать своей очереди и взаимодействовать в коллективе.
Такую же идею она советовала воплотить и дома. Вовсе не обязательно всем детям покупать одинаковые игрушки на каждого, они должны учиться договариваться и вместе пользоваться одной и той же игрушкой.
Добавлю от себя, что это касается абсолютно всех игрушек и игр. Например, коньки, лыжи или велосипед должны быть у каждого, тем более это способствует совместным играм. Исключение также можно сделать для подарков на праздники. Подарок должен быть у каждого и если детям нужен один и тот же предмет каждому, то пусть так и будет.
Ещё про уважение друг к другу
Если ребёнок случайно или во время игры что-то пролил, просыпал или испачкал, ругать его не нужно, но совершенно необходимо показать, что тем самым он доставил неудобство другим. Показать, что последствия таких действий нужно убирать: вытереть лужу, собрать осколки, помыть. Поэтому берём себя в руки, терпеливо показываем малышу, как всё исправить. Настойчиво привлекаем его к устранению последствий, а со временем даём ему возможность сделать это самостоятельно.