В этом посте мы поговорим о знаменитой технике записи ударных известного продюсера и звукорежиссёра Глина Джонса, а также рассмотрим вариации постановки микрофонов, особенности и нюансы этого метода звукозаписи.
Глин Джонс - более чем известная фигура в мире музыки - работал с Led Zeppelin, Eric Clapton, Eagles и множеством других популярных коллективов. Метод, о котором мы будем говорить, появился с подачи Джонса в 60-х годах, но и по сей день не потерял актуальности, так как является универсальным и, во многом, самобытным методом работы.
В чём же заключается суть техники? Есть несколько вариаций метода Глина Джонса, всё зависит от количества микрофонов - от одного или двух, до четырёх и более.
Самый фундаментальный и основополагающий вариант состоит из четырёх микрофонов. Они должны быть расположены следующим образом - два конденсаторных микрофона - над установкой и сбоку, так называемые, оверхеды, микрофон для бочки, микрофон для рабочего барабана.
Сама суть метода состоит в комбинировании прямых сигналов бочки, снейра со “эмбиенсным” звучанием комнаты, записанном с оверхед-микрофонов.
Для этого один оверхед-микрофон располагается строго по центру, над тарелками, на высоте примерно в один метр или чуть выше, капсюлем вниз.
Второй микрофон располагают сбоку от ударной установки. Важно - расстояния микрофонов от источников звука до капсюлей должно быть одинаковым. Также оба микрофона должны находится в фазе по отношению друг к другу.
Использование этих двух микрофонов позволяет получить крайне насыщенную тембрами стереокартину, с потрясающей детализацией. Для этих целей может подойти любой конденсаторный микрофон - например пара МК-117 или подобранная пара микрофонов МК-012.
Контролировать резкость высоких частот, а также баланс прямого сигнала тарелок, томов, снейра в сочетании со звучанием комнаты позволяет расположение этих двух микрофонов по высоте от источника звука.
Можно немного менять угол наклона капсюля, что позволит выделить звучание томов, снейра и так далее. Также такие изменения позволяют достигать правильного баланса в звучании всей установки в целом. Руководствуйтесь слухом и конкретикой реализации творческой задачи.
Остальные два микрофона - для бочки и снейра - располагаются по, так называемой, стандартной схеме. Для подзвучивания бочки можно использовать ленточный микрофон МЛ-52-02, который подчеркнёт бас и щёлчок. Важно только помнить, что ленточный микрофон чувствителен к воздействию, поэтому его стоит расположить на некотором удалении от пластика, а также под углом, чтобы не повредить хрупкую ленту.
Для подзвучивания снейра микрофон может быть как динамическим, например, МД-307, так и конденсаторным - МК-012. Также нередки случаи, когда используется комбинация из этих микрофонов - в таком случае они устанавливаются по обе стороны рабочего барабана, сверху и снизу, практически вплотную к пластику - около пяти или десяти сантиметров.
Если у вас не имеется в арсенале четырёх микрофонов, то это не является критическим - можно воспользоваться даже одним микрофоном с направленностью “круг”. Среди таких вариантов можно рассмотреть МКЛ-5000 с переключаемой характеристикой направленности. О других комбинациях микрофонов мы расскажем в последующих постах.
Также несколько практических советов - звук в этом методе очень зависим от комнаты - чем чище и более выверенное звучание имеет помещение - тем лучше. Пластик барабанов тоже играет не последнюю роль в темброобразовании, звучании и характере. И самое главное - не стоит ограничивать себя, экспериментируйте, ищите и подбирайте свои комбинации микрофонов, варианты расстановки микрофонов.