В школах началась последняя четверть. Она вроде бы самая короткая, с кучей выходных, но и самая тяжелая. Итоги же подводятся — а это значит два месяца непрерывных контрольных работ. И тут президент выступил — призвал сократить количество этих самых контрольных. Многие замерли в изумлении. Шутка такая, что ли? Почти никто уже не верит, что такое возможно. Школы завалили проверочными, срезовыми, диагностическими работами, бесконечными тестированиями. И не видно этому ни конца ни края.
Почему так вообще сложилось? Причин много. Странные программы, не рассчитанные на медленное обучение и постоянное повторение. Странные инициативы чиновников, которых хлебом не корми — дай в школах что-нибудь попроверять, поизмерять. Странные педагогические сценарии, при которых разбор домашнего задания, опросы, работа в группах и дискуссии подменяются самостоятельной работой на весь урок. Каждую из причин разбираю в отдельности в новой колонке, вышедшей в "Газете.ру".
Отпустила, впрочем, один момент. Говоря о предметах, на которые отводится не более часа в неделю, стоило бы ещё сказать, что такого быть не должно, если это не изо и музыка в начальной школе. Одного урока биологии, или одного урока географии явно мало. И не только потому что половина из них будут отданы под эти самые контрольные, а потому что, в принципе, невозможно в таком случае никакое погружение в предмет. А если таких предметов много - то это создаёт какое-то ненужное мельтешение. А у нынешних школьников в расписании именно такой калейдоскоп. Те же музыку и изо зачем продлили до 8 класса (и по ним тоже, кстати, контрактные проводятся только в путь), абсолютно ненужное нечто под названием ОДНКНР продлили на год. Ввели ещё какую-то статистику. Вместо всего этого можно было более вдумчиво изучать те же биологию с географией. И число проверочных сократилось бы не только из-за увеличения объемов курсов отдельных дисциплин, но и благодаря снижению разнообразия предметов в расписании.
Вообще завал с контрольными чаще обусловлен все же системным характером: странными программами и их сочетаниями, дурацкими инициативами сверху. Есть, конечно, отдельная каста учителей, которые тоже страсть как любят устраивать детям постоянные проверки. Но, их во-первых немного, а во-вторых, думается, что и они - продукт системы. Изменятся программы, сократятся эти безумные планы ВПР, РДР, ЕКР, дублирующие внутренние школьные срезы, и даже самые упертые педагоги придут в чувство.
Подробнее по ссылке.