Поговорим про самооценку. Довольно частая проблема тревожных людей, когда они не могут самостоятельно себя оценивать и им нужно подтверждение из вне, что все в порядке.
Начнем с нормы. Как самооценка развивается в норме? Сначала ребенок вообще не имеет никакой оценки. Он не знает, что хорошо, что плохо. Он не знает, какой он, какие другие люди, какой мир. Он исследователь, он только познает этот мир.
Затем ребенку хочется понять, а какой же все-таки он сам. В норме родители напитывают его обратной связью, описывают, называют характеристики. Причем именно, что характеристики, а не оценочные суждения из разряда хорошо/плохо.
Когда ребенок подрастает, понимает, кто он, у него появляется интерес к внешнему миру. Ему хочется понять, а кто такие эти взрослые и как с ними выстраивать отношения.
Ну а дальше идет школьный возраст, где идет активное оценивание. Оценивается буквально все – его способности, поведение, качество выполнения работ и т.д.
Вот здесь и может закладываться проблема самооценки. Если на ранних стадиях произошел сбой, они обязательно проявятся и тут. Например, ребенок застрял на стадии, где родители должны были его напитать, то в дальнейшем, вырастая, человек будет искать постоянно зеркала, чтобы люди ему отражали, какой он. И не просто отражали, а в позитивном ключе.
Также сбой может произойти на этапе активного оценивания. Если оценивать ребенка как личность негативно, то с этим представлением о себе он пойдет и дальше. Если же отделять поведение от личности, будет формироваться способность оценить себя. Ребенок научается оценивать свои действия и регулировать поведение, при этом ядро личности не страдает.
«Да, я могу сделать плохо домашнюю работу, но я не становлюсь от этого плохим человеком.»
А что же происходит во взрослом возрасте? Как проявляются поломки?
Как вы могли догадаться, человек будет постоянно искать подтверждения своей хорошести. У него слита личность с действиями и результатами. Я равно мои действия и результаты.
Если у меня хорошая работа, хорошая семья, есть достижения, люди одобряют, значит со мной все в порядке.
Если же у меня низкая зарплата, меня увольняют, отвергают, нет достижений, люди осуждают, значит со мной что-то не так.
Нет базового понимания, что с человеком все так и он постоянно ищет подтверждения, чтобы расслабиться. Когда подтверждения есть, это помогает на короткий момент. Но со временем напряжение нарастает, ведь нужно соответствовать стандарту иначе ты ужасный человек.
Проблема в том, что человек оценивает себя через призму того, что не в его власти. Не в его власти, какая у него будет работа, не в его власти, как к нему будут относиться люди, не в его власти достижения, не в его власти социальное положение и т.д.
Безусловно, вы можете мне возразить. Отчасти мы на все эти вещи влияем, но лишь отчасти. Банально кризис в стране и о работе можно забыть, хотя человек прекрасно мог исполнять свои обязанности.
Что-то в голове у партнера щелкнуло, любовь прошла, завяли помидоры и вас отвергают. Хотя вы можете быть прекрасным, любящим, чутким в отношениях.
При этом люди игнорируют те вещи, которые как раз таки от них зависят. То, насколько они живут в соответствии с ценностями. И да, это не исключает ошибок. Но ошибки всегда можно исправлять.
Как ребенок делает ошибки в домашней работе, а затем на этих ошибках учиться и больше их не совершает. Так и мы в течение жизни делаем массу ошибок, которые позволяют нам становиться лучше. И никак не понижают наше достоинство.
Попробуйте неделю оценивать себя так: «Я в базе хороший человек, но иногда могу делать плохие вещи.». А сами плохие вещи попробуйте воспринимать как школьное задание. Можете ли вы получить двойку за контрольную. Да, можете. Можете ли вы исправить эту двойку? Можете. Делает ли двойка вас плохим учеником? Нет, не делает.
Подпишитесь на мой канал, чтобы не пропустить новые полезные материалы - https://t.me/psyvlaur
Если вы столкнулись с тревожностью, приглашаю вас на консультацию - http://viktorialuar.tilda.ws/