Читаю в эстонских новостях весть, взбудоражившую всех горячих северных парней: "Финны опасаются экологической катастрофы из-за нефти из РФ. После того как Россия развернула флот "танкеров-призраков" для продажи нефти в обход международных санкций, в Балтийском море растет угроза крупного разлива нефти, сообщил агентству AFP начальник отдела морской безопасности Пограничной службы Финляндии Микко Симола".
С какого перепугу мы вдруг нефть на Балтике разольем, подумала я. Море такое наше, как и ваше, горячие эстонские и финские парни. Кстати, давно я не гуляла по Куршской косе. Летом в Светлогорске девчонки были, хотят повторить, зовут с собой...
Для начала открыла более спокойное специализированное издание Marine Finland:
Тут прямо всё почти по-научному:
"Крупный разлив нефти с судна - самая серьезная экологическая угроза в Балтийском море.
Разливы нефти с судов могут происходить в случае аварий, во время заправки судна топливом или при передаче груза. Тогда нефть вытекает из судна в море.
Нефть также может вылиться в море из-за нефтехранилищ, повреждений резервуаров и трубопроводов в нефтяных портах, а также во время заправки судов и перевалки грузов на танкерах. Ежегодно в портах происходят десятки небольших разливов нефти. На пристанях для яхт в море обычно попадает относительно небольшое количество нефти из-за проблем с заправкой судов.
Самые крупные разливы нефти в Балтийском море происходят в результате аварий на морских судах. Балтийское море, и особенно Финский залив, является одним из самых оживленных районов морского судоходства в мире".
Но рано меня убаюкали. Вот тот самый тревожный сигнал, который на кого-то произвел впечатление, после чего и случилось бытьё в колокол в Агентстве Франс Пресс:
"В последнее время объем судоходства в Финском заливе стремительно растет, в основном за счет увеличения объемов перевозок российской нефти. Это повысило риск аварии с разливом нефти. Нефтяная катастрофа - самая большая экологическая угроза для Балтийского моря. Чаще всего из-за посадки на мель, затопления или столкновения в море выливается топливо с судна. С 1987 года в морских акваториях Финляндии не было ни одной аварии танкера, приведшей к разливу нефти".
Не было - и хорошо. Чего разволновались-то?
Но следующая глава заметки призывает прямо в заголовке:
"Будущее Балтийского моря требует минимизации рисков".
И?..
А дальше прямо сразу, не стесняясь:
"Прибрежные государства Балтийского моря, особенно те, что расположены вблизи Финляндии, хорошо подготовлены к возможной нефтяной катастрофе".
Уверены, что она точно случится? Так вы же хорошо подготовлены, сами пишете:
"Балтийское море - относительно небольшое море, где нефтяное пятно может попасть на архипелаг или в прибрежную зону в течение нескольких часов или дней, в зависимости от ветра. В результате даже самые лучшие возможности по ликвидации разливов нефти не могут полностью предотвратить последствия нефтяной катастрофы для морской природы. Балтийское море является чувствительной морской зоной, где авария с разливом нефти приведет к экологической катастрофе. На восстановление после такой катастрофы потребуются десятилетия. Кроме того, социальное и экономическое значение разлива нефти в регионе будет катастрофическим.
Развитие технических систем безопасности на морском транспорте позволило снизить риск аварий, несмотря на увеличение объемов перевозок. По мере развития технологий безопасности будет возрастать и роль экипажа судна.
Сегодня большинство аварий происходит из-за человеческого фактора. Проблемы с выбором маршрута и связью, а также неправильная оценка ситуации часто являются основной причиной аварий. Важно уделять внимание навыкам моряков, условиям труда и стратегиям преодоления трудностей".
Спасибо, что на этом остановились.
Но Агентство Франс Пресс пошло намного дальше. Я бы даже сказала - выступило в духе старины Байдена, обещавшего разрушить Северные потоки любыми способами. И слово сдержавшего:
"Российский "теневой флот" повышает риск для Балтийского моря.
Риск крупного разлива нефти в Балтийском море возрос после того, как Россия начала использовать "теневой флот" танкеров, чтобы обойти ограничения на экспорт нефти, предупредила пограничная служба Финляндии.
Эксперты говорят, что так называемый флот-призрак, состоящий из танкеров с непрозрачной формой собственности или без надлежащей страховки, позволяет Кремлю продолжать экспорт, несмотря на введенное Западом эмбарго и ограничение цен на нефть, наложенное на ее мировые продажи.
"Безусловно, по нашим оценкам, особенно в последний год, существует повышенный риск аварии с экологическими последствиями", - заявил AFP глава подразделения по безопасности мореплавания штаба пограничной охраны Финляндии Микко Симола.
Он пояснил, что каждую неделю через Финский залив проходит около 70 старых нефтяных танкеров -"призраков", каждый из которых может перевозить более 100 000 тонн сырой нефти. Количество судов, курсирующих в этом районе, "примерно такое же или даже больше, чем до нападения России на Украину", - говорит Симола.
Все нефтяные танкеры, отправляющиеся из крупных российских портов Приморск, Усть-Луга, Высоцк и Санкт-Петербург, следуют одним и тем же маршрутом через Финский залив, граничащий с Финляндией и Эстонией.
Плохое состояние старых танкеров повышает риск технических неполадок, которые могут привести к катастрофическому разливу нефти, особенно в условиях мелководья Балтийского моря и хрупкой экосистемы.
"Еще одним тревожным фактором является неопределенность в вопросах собственности и страхового покрытия судов", - добавил Симола, приведя в пример государства, флаги которых "ранее не встречались в северной части Балтийского моря", таких как Камерун, Габон, Джибути, Палау и Белиз.
Предположительно, эти государства не знакомы с навигацией в северных условиях, что повышает риск экологической катастрофы, сказал он.
Пограничная служба Финляндии усилила наблюдение за морем вскоре после введения западных санкций.
"Мы делаем все возможное, чтобы быть постоянно готовыми к действиям по ликвидации последствий для морской среды, если в этом возникнет необходимость", - сказал Симола.
В случае крупного разлива нефти в районе Финского залива на помощь могут прийти береговые службы соседних стран - Эстонии и Швеции".
*****
Ну, прямо русские вопросы - кто виноват и что делать, хотя ничего еще не произошло и не предвещает.
Даю совет. Ручонки свои шаловливые держите подальше держите от наших судов, но главное - следите за руками своих высоких покровителей из главной цветущей демократии мира. И будет вам счастье.
Быть может. Потом. Когда-нибудь. Если захотите...