Найти тему
Бизнес-репетитор

Компетенции руководителя и их виды

Оглавление
Представьте двух директоров по производству.
Первый - досконально знает, как работает его бизнес, и разбирается, чем отличается технология изготовления конфет с шоколадной начинкой от карамелек, а также круглые сутки “сторожит” станки и лично проверяет качество изготавливаемой продукции.
Второй - не обладает таким спектром знаний в конфетном производстве, но умеет задавать правильные вопросы, делегировать задачи и организовывать работу других сотрудников. И поэтому он с одинаковой эффективностью может управлять как конфетной фабрикой, так и заводом по изготовлению алюминиевых банок.
Чем отличаются эти двое? Что есть у второго управленца, чего нет у первого?
Компетенции руководителя - это набор личных, деловых и управленческих навыков, которые позволяют эффективно управлять бизнесом.
Подробнее о компетенциях руководителя расскажем в этой статье.

Виды компетенций руководителя

Успешный художник - не тот, кто хорошо знает свое ремесло и умеет рисовать с натуры. Это тот, кто не боится выражать свои идеи, пробует новаторские подходы и находится в постоянном поиске новых форм и сочетаний.

То же самое можно сказать и про сильного управленца: такой руководитель обладает огромным спектром компетенций в разных областях. Он одинаково хорошо умеет вести за собой людей, стратегически мыслить, управлять своими эмоциями и делегировать задачи другим, не переживая за качество исполнения.

Личностные, управленческие и профессиональные компетенции - фундамент сильного руководителя.

Личностные компетенции

Эффективный руководитель - сильная личность. Он мотивирует людей на результат, способен быстро принимать решения в стрессовых ситуациях и обладает дальновидностью. К качествам сильного руководителя относят:

  • Стрессоустойчивость и эмоциональная стабильность;
  • Адекватная самооценка и знание своих сильных и слабых сторон;
  • Амбициозность и желание развиваться;
  • Коммуникабельность и навыки экологичного общения/конструктивной критики;
  • Креативный/новаторский склад ума;
  • Лидерские качества.

Лидерские качества - одна из самых важных личностных компетенций управленца. Это то, что помогает сотрудникам “свернуть горы” ради своего лидера, верить ему несмотря ни на что и находить в себе силы делать невозможное в самые “тёмные” времена. О том, какими качествами обладает настоящий лидер, расскажем ниже.

Лидерские компетенции

Можно быть сильным управленцем, но не иметь харизмы. И наоборот - обладать внушительной энергетикой, но при этом не понимать основ управления бизнесом.В чём разница?В первом случае руководитель сможет построить автономную систему. Во втором - вдохновлять людей на подвиги, результат которых будет быстро улетучиваться. Потому что нет чётко описанных целей, стратегии и понимания, как управлять всем этим хаосом.Поэтому идеально, когда есть и то, и другое. Ниже подробнее рассмотрим лидерские компетенции управленца, и из чего они состоят.

Харизматичность

Харизматичный лидер не боится быть непохожим на других, он верит в себя, владеет приёмами ораторского искусства и публичного выступления. Он излучает энергию и заряжает ею всех окружающих. Благодаря этому качеству руководитель легко и непринужденно завоёвывает сердца своих подчинённых и создаёт атмосферу успеха в команде.

Умение убеждать и вести за собой

Если бы лидер компании обладал только харизматичностью, то его можно было бы сравнить со стендап-комиком, который также заряжает толпу и вызывает глубокую симпатию. Умение использовать рациональные и эмоциональные аргументы, брать на себя ответственность, выявлять и использовать мотивы других людей, а также показывать личный пример - то, что позволяет сотрудникам довериться и идти за своим лидером.

Умение формировать команду единомышленников

Вряд ли самый крутой IT-специалист, предпочитающий код живому общению, сможет сформировать сильную замотивированную команду, которая пройдёт с ним и огонь, и воду, и медные трубы. Настоящий лидер - это тот, кто умеет и любит общаться с людьми. К его мнению прислушиваются, но он не считает его единственным правильным. Такой руководитель ценит вклад каждого сотрудника и не забирает все лавры себе.

Умение оригинально и практично мыслить

Лидер команды - это новатор и консерватор одновременно. Творец и аналитик в одном лице. Он сочетает нестандартные решения с системным подходом, предпочитает мыслить нестереотипно и видит ситуацию в перспективе. Такое качество позволяет руководителю находить выход в кризисной ситуации и вносить эффективные преобразования в работу компании.

Высокий уровень эмоционального интеллекта

Можно обладать яркой харизмой и умением убеждать людей, но при этом быть “человеком настроения” и тем, к кому лишний раз боятся зайти в кабинет. Управление бизнесом - это не самый спокойный и безмятежный процесс для собственника. Поэтому умение выявлять свои эмоции, экологично их проживать и управлять ими - важнейшее качество управленца, которое позволяет легко относиться к неудачам и быстро адаптироваться к переменам.

Профессиональные и управленческие компетенции

Профессиональные компетенции - набор знаний и навыков, присущих любому руководителю. К ним относятся:

  • Умение принимать решения
  • Понимание специфики компании
  • Навыки переговоров
  • Навыки целеполагания и тайм-менеджмента
  • Нацеленность на результат
  • Умение делегировать (не только задачи, но и принятие решений, а также ответственности)
  • Личная продуктивность
  • Постановка задач и организация работы сотрудников

Это компетенции, которыми должен обладать любой руководитель, чтобы его сотрудники выполняли свою работу, не халтурили и достигали поставленных целей.

Если же говорить об управленческих компетенциях, то область их применения куда более масштабнее, нежели руководство тремя подчинёнными в одном кабинете.

К управленческим компетенциям относят:

  • Навыки стратегического мышления
  • Разработка эффективных решений
  • Развитое бизнес-мышление
  • Навыки управления персоналом и его развития
  • Навыки создания и управления корпоративной культурой
  • Навыки планирования
  • Навыки анализа результативности бизнес-процессов

Управленческие компетенции и их развитие позволяют не просто управлять своим кораблем, но и вести его по самому короткому, безопасному и наиболее эффективному курсу, сохраняя мотивацию подчинённых и их работоспособность.

Индикаторы проявления управленческих компетенций

Сильные управленческие компетенции собственника оказывают влияние на каждую сферу компании: от количества больничных отпусков и настроения подчинённых до показателей конкретных бизнес-процессов. Всё, что происходит в вашем бизнесе - индикаторы сильных или слабых управленческих компетенций.

Чек-лист проверки компетенций

Чтобы понять, насколько хорошо они развиты, ответьте себе на несколько вопросов ниже.

  • Хорошо ли понимают мои подчинённые задачи, которые я перед ними ставлю? Знают ли они самые эффективные способы их выполнения?
  • Умеют ли мои сотрудники брать ответственность за результат?
  • Как я понимаю, что все сотрудники придерживаются миссии компании?
  • Каковы сильные и слабые стороны действующей бизнес-модели?
  • Как я понимаю, что моя компания развивается? На какие показатели обращаю внимание?
  • Как я понимаю, что текущие бизнес-процессы работают эффективно?
  • Знаю ли я слабые и сильные стороны своих сотрудников, чтобы их правильно мотивировать?
  • Как я понимаю, что обладаю авторитетом в компании?
  • Легко ли адаптируюсь к переменам? Считаю ли я себя гибким человеком?
  • Могу ли я доверять своим сотрудникам принимать решения самостоятельно?
  • Как я понимаю, что правильно расставляю приоритеты?
  • Как я понимаю, что принимаю эффективные решения?

Ответив на эти вопросы, вы сможете проанализировать свои профессиональные и управленческие компетенции.

Поделитесь своим мнением какие компетенции руководителя считаете приоритетными?

Ассоциация «Бизнес-Репетитор»

wa.me/79691996799

t.me/hrlogos

t.me/mentorliderov