Найти тему
Мороженые сказки

О чем на самом деле всем известная колыбельная про волчка и при чем здесь смерть и умершие предки?

Одним из самых первых форм устного народного творчества, с которым знакомится малыш после своего появления на свет, являются колыбельные. Но если сейчас это светлые и радостные, иногда немного печальные песенки, то ранее родители в своих колыбельных песнях могли в открытой или скрытой форме желать смерти своему дитятке, о чем в подробно рассказывала в одной из своих предыдущих статей👇

Колыбельные такого типа практически не дошли до нас, или дошли в сильно измененном виде. Но часто и за формулами всем известных детских песенок на ночь скрываются вовсе не безобидные заклички, а утраченные формы зловещих ритуалов, известных нашим далеким предшественникам.

Самая известная всем колыбельная про серого волчка, который укусит за бочок. Фото из сети
Самая известная всем колыбельная про серого волчка, который укусит за бочок. Фото из сети

Одной из самых распространенных колыбельных всех времен и народов на территории России  является незамысловатая песенка про серого волчка. Однако очень мало кто сегодня знает оригинальный архаичный текст, который целиком звучит достаточно пугающе:

Баю-бабшки-баю

Не ложися на краю!

Придет серенький волчок

И ухватит за бочок, 

Он утащит во лесок

Закопает во песок

Под ракитовый кусток.

Будет Ваню солнце печь, 

Будет с Вани сало течь,

Станут люди проезжать,

Будут в сало хлеб макать…

Баю, баюшки, баю,

Не ложись, сынок, с краю,

Придет серенький волчок,

Тебя схватит за бочок

Здесь явно пахнет чем то нечистым. Волк как представитель загробного мира.  Фото из сети
Здесь явно пахнет чем то нечистым. Волк как представитель загробного мира. Фото из сети

И утащит во в лесок

Под ракитовый кусток,

Положит под кустик

И домой не пустит.

Под ракитовом кустом

Он зароет во песок.

Весь песочек перероем,

Все кусточки перберем,

Но сыночка мы найдем,

Домой к мамке принесем.

В этой архаичной форме колыбельной несложно заметить  мотивы захоронения, поедания ритуальной пищи и поисков младенца.

Данная трактовка колыбельной тесно связана с представлением наших предков  о том, что родины воспринимаются как переход из мира мертвых в мир живых, в смерть наоборот. Это полчеркивается фразой, «с краю», повторяющейся в тексте колыбельной несколько раз. Край в этом случае это пограничное состояние / место этого, людского мира и мира мертвых.

Волк и лес темные сущности, принадлежащие миру мертвых. Фото из сети
Волк и лес темные сущности, принадлежащие миру мертвых. Фото из сети

С процессом рождения на Руси связаны особые действия, которые совершали в старину с пуповиной, последом, первым молоком, ритуальное очищение роженицы и новорожденного, некоторые ритуальные запреты.

После выхода последа, или «постельки» как называли его на Руси, с ним производили ряд ритуальных действий, которые основывались на представлении о том, что послед является двойником ребенка. Считалось, что все действия, произведенные с детским местом, могут отразиться на судьбе младенца. Поэтому  Детское место хоронили по всем правилам и даже порой с большими предосторожностям, чем умершего при родах малыша, ведь его двойник оставался в мире живых. Ее тщательно обмывали, заворачивали в холщовую тряпочку (выполнявшую роль савана), вместе с ломтем черного хлеба и несколькими головками лука, чтобы уберечь  двойника ребёнка от колдуна зарывали в каком-нибудь сокровенном месте, которое не могла топтать нога человека. Обычно бабка выбирала место под полом избы около печки или в переднем углу дома, примечательно что именно в этих местах хоронили вплоть до середины прошлого века умерших маленьких детей, о чем я готовила подробную статью 👇

Иногда послед хоронили под корнями дерева, растущего в углу двора, дуба или ракиты, растения, обладающего защитной функцией. Обряд захоронения последа известен во многих культурах народов мира.

Ракита охранное, защитное растение в представлении наших предков. Фото из сети
Ракита охранное, защитное растение в представлении наших предков. Фото из сети

«… в сало хлеб макать» - В этих строчках прослеживается слияние  двух мотивов – захоронения и поедания ритуальной пищи, как поминовение умерших, ведь только что похоронен двойник новорожденного. У народов Юго-Восточной Европы был широко распространен обычай одаривания участников обряда поминания умерших предков  свиным салом и хлебом на святки. Некоторые исследователи относят этот обряд к  одному из обычаев обычаев культа предков так называемому кормлению покойников (в данном контексте предков покровителей).

В традиционных представлениях древних славян рождение отождествлялось со смертью. Считалось, что во время родов в потустороннем мире душа умирает и рождается в мире земном. Поэтому новорожденный ребёнок является потусторонним существом, по сути, ещё предком-прародителем. Таким образом, обряд «кормления предков» тождествен представлению о новорожденном как прародителе.

Кормление умерших родственников важный момент культа предков. Фото из сети
Кормление умерших родственников важный момент культа предков. Фото из сети

Концовка архаичной формы колыбельной  Описывает путешествие за ребенком в потусторонний мир, ведь новорожденный считается пришельцем из мира мертвых (Весь песочек перероем /, Все кусточки перберем /, Но сыночка мы найдем, / Домой к маме принесем). Это сакральное действие восходит к обрядовым ритуалам, направленным на благополучное рождение ребенка. Обратим внимание, что раньше   о родах никогда не говорили, что ребенок родится, говорили «найдётся или «добудется». То есть необходимо искать ребенка, идти за ним туда – в иной, чужой мир.

Серый Волк так же не случайно выбран героем детской песенки. У славянских народов этот зверь считался проводником в иной, загробный мир, оборотнем, магическим животным Велеса, шаманов и волхвов, которые часто ходили в волчьих шкурах. Волк уже позднее стал для крестьянской России  олицетворением зла, изначально он священное, тотемное животное богов, вершащее их высшую волю.

Волк как священное тотемное животное у древних славян. Фото из сети
Волк как священное тотемное животное у древних славян. Фото из сети

Темный лес так же по мнению абсолютно всех исследователей фольклора представляет собой чужой враждебный мир, зачастую мир мертвых. Серый волчок из темного мира в этом ключе посланник царства мертвых.

Таким образом в колыбельной песенке про серого волчка зашифровано древнее представление наших предков о процессе рождения нового человека:

Умыкание проводником (серым волком) младенца у загробных родителей (умерших предков), равное его умиранию  в потустороннем мире мертвых, закапывание в сакральном месте (опять таки мире мертвых- лесе), которое после проведения обязательных ритуальных обрядов (кормления умерших предков) и взаимодействия со солнечным лучами (самой мощной энергией мира живых) даст этому миру нового члена - того, кому поют колыбельную. Волк в этом случае проводник из мира небытия, мира мертвых маленького ребёнка в мир живых, его оберег и защитник.

Волчок при детальном рассмотрении оказывается мудрым старшим братом, проводником из мира мертвых в мир живых. Фото из сети
Волчок при детальном рассмотрении оказывается мудрым старшим братом, проводником из мира мертвых в мир живых. Фото из сети

Делитесь в комментариях подозревали ли вы о таком повороте и сюжетной линии всем известной детской колыбельной?

На этом у меня всё! Всем добра и до новых встреч!

Не забудьте подписаться, чтобы не пропустить ничего интересного!

Всегда ваша Морозова ❤️‍🩹

Мои проекты:

Основной канал Дзен, посвященный истории, активному отдыху, кладоискательству и путешествиям https://dzen.ru/otmorozhennyye_istorii?share_to=link

Моя группа В Контакте

https://vk.com/morozova_ja