Найти тему
Cat_Cat

Кратко о сортах чешских протестантов.

Согласно отдельным свидетельствам, 31 октября 1517 года Мартин Лютер присобачил свои «Тезисы» к двери церкви саксонского Виттенберга. Скорее всего, он сделал это позже, а в тот день просто послал свои соображения архиепископу-курфюрсту Майнца. После был его спор касательно индульгенций с доминиканцем Тетцелем, инквизитором Саксонии и Польши. Началась Реформация.

Но почти за век до этого в Чехии появились первые организованные протестанты. Критика системы с продажами индульгенций за авторством Джона Уиклифа (1328–1384), чьи останки посмертно приговорили к сожжению, нашла своё продолжение в работах чешского священника-интеллектуала Яна Гуса (1370–1415). Гуса сожгли на костре, но идеи о необходимости реформирования католицизма продолжали жить в головах огромного числа его последователей в Богемии и Моравии. Религиозные брожения наложились на политическое движение против власти императора СвРИ Сигизмунда Люксембурга и немецкого засилья. Защищать свои взгляды чехам пришлось оружием. Первым крупным столкновением Гуситских войн стала Битва при Живогоште (ноябрь 1419 года). 1 марта 1420 г. Мартин V санкционировал крестовый поход против еретиков.

Гуситское движение, конечно, не было однородным. Прежде всего под гуситами понимаются табориты, активные в 1420–1452 годах. Весной 1420 г. южночешские гуситы во главе с Петром Громадкой основали Табор, названный по библейской горе Фавор. Таборитская община с её равенством, братством и выборными смотрителями стала местом притяжения других гуситов. Также табориты настаивали на том, что богослужение должно вестись на чешском… Теснимые королевскими войсками и силами ревностных католиков гуситы Пльзеня во главе с полководцем Яном Жижкой из Троцнова (1360–1424) решили спешно отойти к Табору, и по пути разбили своих преследователей. С 1426 года основным идеологом таборитов был Прокоп Голый (Старший, Лысый).

Вскоре Табор покинули группы, называемые «пикартами». Некоторые поздние исследователи считают их бежавшими в Чехию вальденсами. Пикарты отрицали ценность Святых даров, реальное присутствие Христа при таинстве Евхаристии и настаивали на скором конце света. Они активно преследовались другими гуситами: например пикарта Петра Каниша предал огню сам Жижка… Реального влияния не имели. Среди радикальных пикартов выделяют секту адамитов, которая массовому обывателю интересна из-за «пристрастия» к наготе.

В северной и восточной частях Чехии главным гуситским центром был город Тржебеховице-под-Оребом во главе со священником Амброжем Градецким. Эту часть гуситов называли оребитами. Примерно в 1423 г. общину возглавил Ян Жижка. Ему удалось подчинить Градец-Кралове, второй по значимости город после Праги. 11 октября 1424 г. Жижка скончался от болезни, а оребиты стали именоваться сиротами или сиротками. Духовным и политическим лидером стал Прокоп Малый, а военным — Ян Чапек.

Табориты и оребиты считались радикальными гуситами, однако была и умеренная партия — партия утраквистов (чашников, каликстинцев). Главным их проповедником до 1429 г. был богослов Якубек из Стршибра, а после во главе утраквистов находился Ян Рокицана (1396–1471), не рукоположенный епископ, который умело маневрировал между разными политическими силами, а в даже в 1450-х делал попытки обратиться к константинопольским священникам. Чашники примирились с феодалами-католиками внутри Чехии (для Рима они до поры до времени всё равно оставались подозрительными элементами) и оказывали им военную помощь. В 17 веке, во время рекатолизации, с останками Рокицаны поступили также, как и с останками Уиклифа: их сначала сожгли, а затем высыпали в реку…

Но была и иная сила. Хотя слово «сила» тут неуместно: гуситская община чешских/моравских братьев (еднота братарска) стояла на идеях пацифизма. Брат Ржегож, иногда необоснованно называемый племянником Рокицаны, покинув неспокойную Прагу, в 1457 году создал общину в Кунвальде. Братья критиковали нравственное состояние духовенства, кумовство, взяточничество, и полагали, что сами вправе решать, кто достоин священнического сана путём внутреннего голосования. После антигабсбургского восстания сословий (1547) были объявлены вне закона и ушли на территорию Прусского герцогства.

Несмотря на множество побед, табориты и сиротки едва ли оправились от поражения в Битве при Липанах (30 мая 1434 г.), где им противостояли католики и чашники. В сражении погибли оба Прокопа, а Ян Чапек отвёл конницу и отправился в изгнание. Чешский пан Йиржи из Подебрад, чашник, победил остатки таборитов, и в 1458 году был избран королём Чехии. Усилия по примирению католиков и гуситов, привели к его отлучению от церкви в 1466 году.

Неогуситские движения подняли голову во время Первой мировой, когда были сильны антигабсбургские настроения. 8 января 1920 года Карел Фарский с группой своих сторонников провозгласил создание независимой Чехословацкой гуситской церкви (Církev československá husitská). В начале 1950-х нео-гуситами были до 10% чехов.

Автор: Иван Коберницкий

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц