Найти тему

Смертельное гостеприимство и доспехи Габсбургов

Педро Нуньес дель Валле (Мадрид, ок. 1597 – 1649). Иаиль и Сисара. Национальная Галерея Ирландии, Инв. Q77978118.
Педро Нуньес дель Валле (Мадрид, ок. 1597 – 1649). Иаиль и Сисара. Национальная Галерея Ирландии, Инв. Q77978118.

Женщина с молотком в руке указывает седому человеку в латах на бездыханного воина в странном доспехе. Что вообще происходит на этой картине? Судьба занесла ее в Национальную Галерею Ирландии, но ее автор — испанец Педро Нуньес дель Валле (Мадрид, ок. 1597 – 1649). А посвящена картина довольно мрачному ветхозаветному сюжету.

Разгромленный в бою ханаанский военачальник Сисара бежит от израильского полководца Варака и просит об укрытии женщину по имени Иаиль. Иавин (Ябин), царь города Асор (Хацор), которому служил Сисара, находился в мире с родом Иаили. Поэтому, по идее, беглецу не стоило бояться за свою жизнь. Но имелся нюанс — племя кенеев, из которого происходила Иаиль, состояло в пускай далеком, но родстве с сынами Израилевыми. Ну и учитывая, что кенеев иногда считали потомками Каина, Сисаре стоило дважды подумать, прежде чем пользоваться гостеприимством Иаили. В итоге для него все закончилось печально — Иаиль молотком вколотила колышек от шатра прямо в висок уснувшему гостю, а потом гордо предъявила результат Вараку. Этот момент и запечатлен на картине.

Артемизия Джентилески. Иаиль и Сисара. 1620.
Артемизия Джентилески. Иаиль и Сисара. 1620.

В Средние века и в эпоху Возрождения история Иаили стала одним из популярных сюжетов топоса «Власти Женщин» (нем. Weibermacht). К нему же относились истории Самсона и Далилы, Юдифи и Олоферна, Аристотеля и Филлиды (Кампаспы), Геракла и Омфалы и так далее — рассказы о губительности (иногда в буквальном смысле) женщин для мужчин в сочетании с мотивами смены ролей и обмена властью. К этим образам постоянно обращались художники, и появлялись такие сценки где угодно, от миниатюр и картин до кувшинов-рукомоев и доспехов.

Как добрый католик, Педро Нуньес дель Валле нарядил персонажей ветхозаветной истории в подходящие им доспехи. Нет, не в археологически достоверные костюмы древних жителей Ханаана — о них в Испании XVII века никто не задумывался. На картине изображены настоящие доспехи из оружейной коллекции Габсбургов.

-3
-4

«Хороший» полководец Варак появляется в латах, принадлежавших императору Карлу V Габсбургу. Это, видимо, стилизованное изображение доспеха из так называемого Клевского гарнитура. Правда, гарнитур уже в начале XVII века был разрознен и не сохранился в полном виде. Поэтому сейчас точно идентифицировать доспех Варака сложно. Но для выставки «Искусство власти» (El Arte del Poder) кураторы воссоздали предполагаемый облик «доспеха Варака» из схожих элементов, сохранившихся до нашего времени.

-5
-6

А вот «плохому» ханаанскому военачальнику Сисаре достался совсем другой доспех. Он был создан в 1546 году Бартоломео Кампи для Гвидобальдо II делла Ровере, герцога Урбино (в арсенал Габсбургов доспех попал позднее). И выполнен он в «римском стиле», alla romana.

Бартоломео Кампи был скорее ювелиром, чем оружейником, но очень гордился этим произведением, а еще — временем, за которое его выполнил. Об этом говорит надпись: «Бартоломео Кампи, златокузнец, создатель всей этой работы, завершил ее за два месяца, повинуясь желанию своего владыки, пускай для нее и требовался целый год».

Сам по себе это парадный, а не боевой доспех, воплощающий типичное для маньеризма представление о древнеримском воине. Например, здесь есть наплечники в форме львиных голов, которых не существовало в Древнем Риме, но для художников XV-XVI веков они были обязательным элементом облика римлян. И, конечно, выбор «языческого» доспеха для нечестивого персонажа был осознанным — похожую историю мы наблюдаем у Джованни Беллини, на чьей картине так наряжен еретик-катар. Интереснее же всего то, что на картине Педро Нуньеса дель Валле «римский» доспех делла Ровере показан с впоследствии утраченными деталями — тремя небольшими кольцами на анатомической кирасе.

Больше текстов про необычные исторические сюжеты, историю и мифологию в кино и сериалах — в моем Telegram-канале Panfilov FM