Найти в Дзене

Тесак в черепе святого

Кинжал, занесенный над головой монаха воином в античном доспехе. Наверняка эта сценка с картины Джованни Беллини (ок. 1430-1516) иллюстрирует житие одного из раннехристианских мучеников? Первое впечатление обманчиво. На самом деле основатель венецианской школы живописи обращается к сюжету из совсем другой эпохи. Картина 1505-7 годов (Национальная Галерея, Лондон, Великобритания, инв. NG 812.) посвящена судьбе средневекового инквизитора — Петра Веронского. Петр, родившийся в Вероне в начале XIII века, стал инквизитором Ломбардии и получил известность как непримиримый борец с еретиками. Особенно доставалось от него катарам — представителям религиозного движения, которое исповедовало нео-манихейскую дуалистическую концепцию о двух равных принципах мироздания, добре и зле. Как считается, в 1252 году миланские катары наняли убийцу по имени Карино, чтобы покончить с инквизитором. Устроив засаду, Карино напал на Петра и его спутника Доменико. Убийца нанес инквизитору несколько ударов тесаком
Джованни Беллини. Убиение святого Петра Мученика (Петра Веронского). 1505-7. Национальная Галерея, Лондон, Великобритания, инв. NG 812
Джованни Беллини. Убиение святого Петра Мученика (Петра Веронского). 1505-7. Национальная Галерея, Лондон, Великобритания, инв. NG 812

Кинжал, занесенный над головой монаха воином в античном доспехе. Наверняка эта сценка с картины Джованни Беллини (ок. 1430-1516) иллюстрирует житие одного из раннехристианских мучеников? Первое впечатление обманчиво.

На самом деле основатель венецианской школы живописи обращается к сюжету из совсем другой эпохи. Картина 1505-7 годов (Национальная Галерея, Лондон, Великобритания, инв. NG 812.) посвящена судьбе средневекового инквизитора — Петра Веронского. Петр, родившийся в Вероне в начале XIII века, стал инквизитором Ломбардии и получил известность как непримиримый борец с еретиками. Особенно доставалось от него катарам — представителям религиозного движения, которое исповедовало нео-манихейскую дуалистическую концепцию о двух равных принципах мироздания, добре и зле.

Как считается, в 1252 году миланские катары наняли убийцу по имени Карино, чтобы покончить с инквизитором. Устроив засаду, Карино напал на Петра и его спутника Доменико.

Лоренцо Лотто. Мадонна с Младенцем и святой Петр Мученик. 1503.
Лоренцо Лотто. Мадонна с Младенцем и святой Петр Мученик. 1503.

Убийца нанес инквизитору несколько ударов тесаком по голове. Потом этот тесак стал частью иконографического образа Петра Веронского, орудием мученичества. Так что, если встретите изображение монаха с тесаком в черепе в живописи XV-XVII веков — скорее всего, перед вами инквизитор Ломбардии.

Лоренцо Лотто. Брат Анджело Ферретти в образе Святого Петра Мученика. 1549.
Лоренцо Лотто. Брат Анджело Ферретти в образе Святого Петра Мученика. 1549.

Доменико попытался скрыться, но был настигнут и убит. Потом Карино вернулся к Петру и поразил его ударом в грудь. Впоследствии убийца раскаялся, вступил в доминиканский орден — тот же, что и Петр, и даже был канонизирован католической церковью.

Школа Джованни Беллини. Убиение святого Петра Мученика (Петра Веронского). 1509. Галерея Курто, Лондон.
Школа Джованни Беллини. Убиение святого Петра Мученика (Петра Веронского). 1509. Галерея Курто, Лондон.
Джованни Беллини. Убиение святого Петра Мученика (Петра Веронского). 1505-7. Деталь. Национальная Галерея, Лондон, Великобритания, инв. NG 812
Джованни Беллини. Убиение святого Петра Мученика (Петра Веронского). 1505-7. Деталь. Национальная Галерея, Лондон, Великобритания, инв. NG 812

Джованни Беллини изображает Карино в доспехе «античного стиля», all’antica – в кирасе с наплечниками и юбкой из полос-птеруг. Таким образом, псевдоантичные доспехи становятся частью средневекового сюжета. В сюжете, связанном с мученической смертью за веру, еретики-убийцы выглядят так же, как и язычники, обрекавшие на смерть первых христиан. Безусловно, художник конца XV века мог не видеть принципиальной разницы между событиями первых веков христианства и XIII века. Но, на мой взгляд, это сознательный выбор Беллини, проводящего параллель между судьбой инквизитора и ранних христиан.

Больше текстов про необычные исторические сюжеты, историю и мифологию в кино и сериалах — в моем Telegram-канале Panfilov FM