Путешествие в страну «Зазеркалье
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с историей возникновения предметов рукотворного мира (зеркала), их значении в жизни человека, способа действия с ними.
Развивать художественный вкус и способность окружать себя предметами, приносящими эстетическое удовольствие, создавать своими руками различные изделия.
Оборудование:
Карманные зеркала различной формы (овальной, квадратной, круглой, прямоугольной), коробочки для зеркал с наклеенными геометрическими фигурами (овал, квадрат, круг, прямоугольник), волшебный сундучок.
Декорации (зеркала из картона разной формы, обклеенного фольгой).
Ёмкости с водой (одна на два человека), листы картона белого и чёрного цвета под каждую ёмкость с водой, подставка из оргстекла, фольга; металлические предметы (столовая посуда), деревянные, пластмассовые предметы, самовар, кусочки ткани на подгруппу детей, жетоны красного и синего цвета.
Фрагменты из мультфильма «Фиксики», запись голоса Симки (для диалога с детьми и воспитателем), презентация в соответствии с темой занятия, мультимедийная установка, шаблоны-заготовки зеркал, наклейки для декора зеркал.
Методы и приёмы:
· ритуалы приветствия, рефлексия, пальчиковая гимнастика, динамическая пауза (мульт-зарядка);
· загадка про зеркало, вопросы уточняющего и побуждающего характера;
· рассказ педагога, решение логических задач;
· практическая деятельность детей с предметами, обладающими отражающими свойствами;
· самостоятельная деятельность старших дошкольников (творческое оформление заготовок оправ зеркал).
Словарная работа: оргстекло, отражение, фольга, металл, полировать, оправа, симметрия, чередование.
Ход занятия
В. Ребята, давайте поприветствуем, друг друга и мир, который нас окружает:
Справа друг
И слева друг,
Веселее стало вдруг.
Здравствуй небо (руки вверх).
Здравствуй Земля (приседают).
Всех приветствуют друзья (руки вперед).
Один, два, три, четыре, пять (хлопки).
Будем дружно мы играть.
В. Сегодня к нам придут весёлые и очень умные гости. А кто он, вы узнаете из этой песенки.
Заставка из мультфильма «Фиксики»
Фиксик Симка (запись). привет, друзья, меня зовут Симка и я рада встрече с вами. Я приготовила для вас сюрприз — волшебный сундучок.
В. Ребята, посмотрите и правда, сундучок. Сейчас я пытаюсь его открыть…
Но у меня ничего не получается, Симка.
Симка. Сундучок волшебный. Чтобы его открыть, необходимо отгадать, что там лежит.
Симка загадывает загадку.
Часто я в него смотрюсь.
Перед ним кружусь, верчусь.
Свои косы заплетаю,
И костюмчик поправляю.
В. Правильно, это — зеркало. Посмотрите, ребята, сундучок открылся. Сколько много зеркал в нем лежит (показывает детям).
Сейчас я каждому из вас дам зеркальце в руки, но попрошу обязательно соблюдать важное правило: зеркало — стеклянное, хрупкое, легко бьющееся.
Как вы думаете, что может случиться, если оно упадёт? (разобьётся, можно пораниться).
Поэтому мы должны обращаться со стеклом очень осторожно!
В. Ребята, посмотрите в своё зеркало. Полюбуйтесь собой, улыбнитесь и посмотрите, какая у вас очаровательная улыбка.
А сейчас обратите внимание на оправу и форму своего зеркала и зеркала своего друга. Сравните их и ответьте, все ли зеркала одинаковы? (Нет.) Объясните, чем же они отличаются друг от друга?
(Дети сравнивают их по форме, по величине, цвету).
В. Молодцы, ребята, вы отлично справились с этим заданием. А сейчас, я предлагаю с ними немного поиграть.
Дидактическая игра «Каждому зеркалу своё место!»
Перед вами четыре домика. У каждого окошко разной формы. Назовите по порядку: в котором домике по счёту, какое окошко. (Пример ответа: в первом домике окошко круглой формы и т.д.).
Сейчас нужно будет вам поместить зеркала в домики в соответствии с его формой. Первыми выйдут ребята, у кого круглые зеркала, затем ребята, у кого зеркала овальной формы. Теперь, найдите домик для прямоугольных и квадратных зеркал.
В. Отлично! Все справились и с этим заданием.
Ребята, Симка предлагает отправиться в путешествие в волшебную страну «Зазеркалья». Вы любите путешествовать? Тогда в путь.
(Звучит волшебная музыка.)
Пальчиковая гимнастика
Начинаем колдовать,
Двери в Зазеркалье открывать.
Но, замочек очень крепкий, (обе руки сжаты в замок)
Металлический и цепкий, (приоткрывают ладони, пытаясь открыть замок)
Мы его сейчас покрутим, (крутят замок по часовой стрелке)
А потом два раза дунем. (дуют внутрь замка)
Покачаем — 1, 2, 3. (качают замок влево-вправо).
Дверь, замочек отомкни. (разводят руками в стороны, ладонями вверх).
Двери открываются — путешествие начинается.
В. Посмотрите, какое необычное место. А как вы думаете, почему эта страна называется «Зазеркалье»? (Дети: потому что здесь много зеркал).
В. Верно. Но, представьте себе, что было время, когда на земле не было ни одного зеркала. Как вы думаете, где люди могли увидеть своё изображение?
(Дети высказывают свои предположения: посмотреться в воду, в озеро, реку и т.д.)
Фрагмент мультфильма, в котором Фиксики уточняют ответы детей
В. Давайте проверим это предположение и попробуем увидеть своё отражение в воде.
Опыт № 1 «Отражение в воде»
Дети делятся на 2 группы: располагаются по обе стороны столов, напротив друг друга, парами. (На каждом столе стоит посуда с водой, и поставлена на белую бумагу, рядом располагается лист бумаги чёрного цвета).
В. Ребята по левую сторону от меня попробуют увидеть своё лицо в емкостях с водой. Вы увидели своё отражение? (Дети: нет).
Сейчас это попробуют сделать ребята с правой стороны от меня. Какие вы сделали выводы?
В. Не видно. Почему? (Потому что вода светлая, прозрачная).
В. На дне рек и озёр песок, ил, поэтому дно темное.
Слайд с изображением человека, который хорошо видит своё отражение в воде
А у нас вода прозрачная. Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы мы тоже могли увидеть свое отражение?
(Поставить на лист бумаги чёрного цвета). Повторяют опыт.
Приходят к выводу: если дно посуды сделать темным, тогда отражение станет четким.
В. Но, дно водоёмов не всегда было спокойным, часто дул ветер, шёл дождь, появлялась рябь на воде. Легко ли было увидеть своё отражение?
Опыт № 2 «Ветер»
В. Попробуйте по очереди, в парах, дуть на воду и попытаться увидеть своё лицо. При этом один исполняет роль ветра, а другой наблюдает за своим отражением.
(Дети дуют на воду).
Вывод: отражение увидеть мешают волны на воде.
В. Ребята, какая сейчас пора года? (Зима)
В. Можно ли зимой увидеть своё отражение в воде? (Нет).
Почему? (Реки покрыты льдом и снегом).
Поэтому человек придумал способ, как перевозить жидкое зеркало. Он наливал небольшое количество в тёмную баночку, закрывал крышкой и перевозил с собой.
Но это было очень неудобно. Такое зеркало нельзя было наклонить и повернуть, как бы хотелось, вода часто проливалась.
Слайд: сосуды с водой
Но, проходит время и человеку в руки попадает кусочек металла.
Слайд: металлические зеркала
Долго тряпочкой шерстяной
По пластинке тёр жестяной.
Вдруг себе на удивление
Увидел в ней своё отражение
Любоваться стал собой
Зеркалом назвал предмет такой.
В. Сейчас, ребята, я тоже предлагаю вам найти своё отражение в металлических предметах. Но вначале, я предлагаю выбрать себе один жетон красного или синего цвета.
Опыт № 3 «Найди отражение в металлических предметах»
(Дети делятся на 2 подгруппы при помощи жетонов красного и синего цвета).
Первая подгруппа детей, у кого жетоны красного цвета, пробует найти среди предметов группы металлические, перенести их на стол и постараться увидеть в них своё отражение.
Вторая подгруппа, с жетонами синего цвета, пробует отполировать старинный самовар шерстяными кусочками ткани так, чтобы на его поверхности увидеть себя.
(Педагог объясняет и показывает, каким образам необходимо придерживать металлический предмет и как правильно натирать шерстяной тряпочкой).
В. В каких предметах смогли увидеть своё отражение ребята первой подгруппы? (В чайнике, половнике, гарнирной ложке, кастрюле, столовой ложке и т.д.).
Правильно ли отполировали металл ребятам второй подгруппы? Почему? (Правильно, потому что смогли увидеть своё отражение). Сравните по яркости полированные и неполированные места на самоваре (Ответы детей.)
В. Прошли годы, и кроме красивых настенных зеркал, человек стал изготавливать маленькие зеркала. Как вы думаете, зачем? (Их можно носить с собой в кармане, сумочке. Это удобно.)
Фрагмент мультфильма
(Фиксики уточняют и дополняют ответы детей и получают новую информацию о том, где в современном мире используется этот предмет).
Люди заметили, что самое ровное и красивое отражение дают стеклянные зеркала. Для этого необходимо было нанести тонкий слой серебра на обратную сторону стекла, а другая его сторона предохраняла металлический слой от повреждений.
Опыт № 4 «Изготовление зеркала»
Я приглашаю вас в мастерскую «Зазеркалья». Давайте попробуем сделать зеркало своими руками. Берем специальное, небьющееся стекло (оргстекло), держим его на свет. Мы видим своё отражение? (Нет).
В. Почему? (Потому что оргстекло прозрачное).
В. Верно. Само оргстекло — это еще не зеркало. А что необходимо сделать, чтобы увидеть свое отражение?
(Наложить что-нибудь темное, чтобы стекло стало непрозрачным).
В. Возьмем подставку из оргстекла, раздвинем створки и вставим кусочек фольгированной бумаги. Фольга — это и есть тонкий слой металла.
А теперь, аккуратно соединяем створки обратно и вставляем в стойку. Давайте, по очереди, ещё раз посмотримся в «зеркало».
Теперь мы можем увидеть своё отражение?
(Да, можем).
Вывод: чтобы увидеть отражение в стекле, нужно сделать его непрозрачным.
В. Вы хорошо постарались, и пришло время немного отдохнуть. Представьте, что вы отражение большого зеркала (экран мультимедиа).
Зеркало с вами будет играть
Всё за ним нужно вам повторять. (Фрагмент мультфильма «мульт-зарядка»).
В. Зазеркалье полно сюрпризов. Посмотрите, волшебное зеркало (картон, обклеенный фольгированной бумагой). Оно может рассказать обо всех, кто в нём отражался. Слушайте и попытайтесь сосчитать все отражения.
Увидала медвежонка,
Нёс в берлогу два бочонка.
Проходили три мартышка
И несли с базара книжки.
А ещё два зайчика
Ожидали трамвайчика.
Отвечай — ка поскорей,
Сколько было всех зверей. (семь)
В тихой заводи лягушки
Песни пели на опушке
Две на кочке,
Одна на листочке.
А ещё одна на лугу.
Сколько лягушек, сосчитать не могу. (четыре)
В. Какие вы молодцы! Все отражения смоли сосчитать, значит, можем путь продолжать.
В. Ребята, Симка приготовила для вас сюрприз — зеркала на память о нашем путешествии в Зазеркалье.
(На столах разложены зеркала и декоративные детали (например, цветочки разного цвета) на каждого ребёнка).
Но вот они, как мне кажется, недостаточно яркие. Я предлагаю вам украсить оправу зеркал так, как вам хочется, с помощью декоративных деталей.
(Воспитатель осуществляет руководство самостоятельной деятельностью дошкольников по соблюдению симметрии и ритма узора).
В. Ребята, теперь вам нравятся ваши зеркала? (Да). Посмотрите на своё зеркало и зеркала ваших друзей, они все разные, не похожи друг на друга. Это потому, что вы старались. Вы настоящие мастера.
Теперь в вашем игровом уголке у игрушек появится красивое зеркало. Мы ненадолго оставим их на столах, ведь нам пора возвращаться в детский сад. Становитесь в круг и повторяйте за мной:
Мы три раза хлопнем, 1, 2, 3,
Мы три раза топнем, 1, 2, 3,
Вокруг себя все обернулись
В детский сад опять вернулись!
В.
— Ребята, вам понравилось путешествие по «Зазеркалью»?
— Как люди находили своё отражение, когда ещё не было зеркал?
— Что делал человек с железными пластинами?
— Где используются стеклянные зеркала?
В. молодцы, ребята. Вы очень много знаете. Мне очень понравилось с вами играть. Всем спасибо!