У старых черно-белых фотографий есть своя прелесть — очарование, которое придает им старинная монохромность.
Ты смотришь на поблекшее от времени, лишенное цветов, изображение и понимаешь, что это канувшая в Лету эпоха. Пусть даже на снимке ты сам. Еще молодой и возможно красивый.
У расцвеченных фотографий этот шарм теряется.
Зато они сильнее вызывают ностальгические чувства. Ведь наши воспоминания цветные. Зеленый Бульвар или розово-оранжевый кинотеатр "Низами" вовсе не то же самое, чем они же без цвета.
Поэтому всегда стоит проблема выбора: как лучше показывать старый Баку?
Баку в доцветной период
Старые снимки привлекают по разным, иногда трудно объяснимым, причинам. За одни, глаз цепляется и их рассматриваешь часами, другие, пробегаешь взглядом и листаешь дальше.
Фото ниже, с достаточно известным видом (он и на заглавной картинке есть), напомнило о традиционном поведении бакинских пешеходов, привыкших ходить по проезжей части, как по бульвару.
Это особенно было заметно, когда машин было еще не так много.
Азнефть и пешеходы
Я уже как-то публиковал этот снимок (в статье, где представил фото-ретроспективу площади Азнефть). Но тогда люди на снимке как-то прошли мимо, а сейчас зацепило количество народу на проезжей части.
Причем все эти люди находятся вне пешеходных переходов, которые расположены в начале идущих от площади улиц.
Вот как этот, на проспекте Нефтяников.
От Азнефти и начнем двигаться в разные стороны.
В сторону Филармонии
Ни в одном из справочников или описаний города нет информации, что Филармония когда-то называлась Домом Обороны. В Баку вообще такого здания не существовало, если верить сетевому поиску.
Но на фотографии военных лет он есть.
К какой войне относится это название трудно судить (из-за полного отсутствия информации). Я бы предположил Первую Мировую или Гражданскую (тогда было бы объяснимо отсутствие информации), но используемый алфавит явно говорит, что все было значительно позже.
Честно говоря, я даже не хотел выставлять снимок, посчитав надпись на нем ошибочной. Мало ли какой фотограф мог ее налепить на свою фотографию.
Но пока искал сведения о "Доме обороны" наткнулся на официальную открытку Азерфото, где Филармония обозначена так же.
Более того, выяснилась и дата — 1935 год.
Сколько же еще, вот так же из сравнительно недавней истории Баку, утеряно безвозвратно? Где люди, профессиональные историки, которые должны копаться в архивах, а не переписывать друг у друга работы меняя идеологические краски?
Первая Мировая:
Мирные 30-е:
Движемся дальше.
К Баксовету
Сначала вот этот удивительный снимок 1903 года:
На нем нет еще здания Бакинского Совета — Бакинской городской думы (1904), нет Филармонии — здания Общественного собрания (1912), только свеженький Александро-Невский собор (1898) возвышается своей махиной над окружающими домами.
Впрочем, если приглядеться, то видно, что уже начато строительство здания Бакинской Думы (строилась с 1900 по 1904).
Через пяток лет это же место будет выглядеть более знакомо:
После прихода Советской власти, брусчатку сменят на асфальт и проложат трамвайную линию.
Продолжаем перемещаться по двум направлениям — географическому и временному. Это уже 30-е годы:
На мой вкус самая удачная находка. Явно частное фото здания Бакинского Совета Народных депутатов:
И опять пешеходы, где попало...
К Исмаилии
Дворец Исмаилия был возведен в 1913 году, нефтепромышленником Мусой Нагиевым, в память о рано ушедшим из-за болезни сыне Исмаиле.
Фактически вся "крепостная" сторона старейшей бакинской улицы, сменившей четыре названия («Николаевская», «Парламентская», «Коммунистическая», «Независимость»), застраивалась одновременно. Изменившись за менее чем 10 лет до неузнаваемости.
Глянув в сторону откуда приехал троллейбус в начале 60-х, можно было увидеть Дом Печати и еще свежий ЦУМ (1957, если не ошибаюсь).
Сам Азернешр был к тому времени уже достаточно блеклым объектом. А 30 лет назад, когда был только построен, стал символом новой бакинской архитектуры.
Монолит
В год завершения строительства Дома Печати, началось возведение еще одного культового бакинского здания — «Монолита».
Длилось оно 9 лет, с 1931 по 1940 годы. Зато когда было построено, сразу выделилось своей белоснежной громадиной.
Чтобы понять насколько Монолит был грандиозен в глазах бакинцев той поры, надо вспомнить, что было на его месте до начала строительства.
Рядом с Монолитом до 60-х годов сохранялась старая двухэтажная застройка, да и сквер Низами еще не подрос, поэтому он остался в памяти бакинцев как выдающийся объект, имеющий свое название.
Интересный факт: есть очень много фотографий Монолита и садика Низами на его фоне, но большинство из них
К кинотеатру Азербайджан
Сад Сабира, находящийся по пути нашего следования за Исмаилией, интересен в том числе и тем, что мы знаем как это место выглядело в 1876 году.
На фото 1961 года надо ориентироваться на бастион большого радиуса.
С ракурса еще чуть ниже:
А это в обратную сторону с крепостной стены:
Музей Низами:
(Продолжение следует)