Найти тему
WORDFLIX

Чёрный квадрат – гениальное шарлатанство или великое произведение?

Почему черный квадрат Малевича всегда вызывает такую бурю эмоций? Кто-то восхищается этой картиной и говорит, что это великое произведение искусства, кто-то презирает и считает, что это «калякамаляка», сплошное надувательство да и только.

Творчество Казимира Малевича произвело большой фурор лишь потому, что люди, особенно в то время, привыкли видеть то, что им понятно. Нарисовал художник дерево и нам приятно узнавать это дерево. До Малевича были художники - Василий Кандинский и Пит Мондриан, которые постепенно начали отходить от понятной формы творчества. Но Малевич стал первым, кто полностью от неё отказался.

Картина Василия Кандинского «Импровизация 31 (Морской бой)», 1913 год
Картина Василия Кандинского «Импровизация 31 (Морской бой)», 1913 год
Картина Пит Мондриана - композиция с большой красной плоскостью, желтым, черным, серым и синим (1921)
Картина Пит Мондриана - композиция с большой красной плоскостью, желтым, черным, серым и синим (1921)

Был ещё один художник – Альфонс Алле, который написал серию из 7-ми одинаковых картин, одна из которых - чёрный прямоугольник, который называется «Битва негров в глубокой пещере тёмной ночью». Каждая картина в этой серии написана со своим цветом и своим описанием. На первый взгляд, можно сказать, что чёрный прямоугольник Алле и чёрный квадрат Малевича ничем не отличаются, тогда почему об одной картине говорят, а о другой мало кто знает. Дело в том, что инфраструктурой* они действительно схожи, но ультраструктура* в них совершенно разная.

Картина Альфонса Алле «Битва негров в пещере глубокой ночью» 1882 г. – первая картина серии монохромных полотен
Картина Альфонса Алле «Битва негров в пещере глубокой ночью» 1882 г. – первая картина серии монохромных полотен

Разница в том, что Алле относился к своей серии монохромных картин с шуткой, называя каждую картину необычным названием. ««Работа с охрой желтушными мужьями-рогоносцами» - была названа картина с жёлтым цветом, «Сутенёры в расцвете сил, пьющие абсент, лежа на животах в траве» - картина с зелёным цветом и тд. По мимо шуточного отношения, Алле такими названиями придавал картинам сюжет, как бы говоря, что нужно увидеть человеку в этой картине и намекая на то, что всё это там есть, только слилось в единую плоскость. Малевич наоборот же относился к искусству серьёзно. Он не пытается спрятать в своём «Квадрате» тёмных персонажей и окружить их чёрными декорациями. Он заявляет прямо ― персонажей здесь нет. И нет ничего привычного, на что мы могли бы опереться как зрители. Есть только форма ― квадрат и цвет ― чёрный. Этим он говорит - цвет имеет своё энергетическое содержание.

Малевич открыл новую форму искусства где заявил: «Когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыдных венер, тогда только увидим чисто живописное произведение». В этом и есть причина того, почему квадрат Малевича получил такую огласку, несмотря на то, что до него уже было похожее искусство.

Чаще всего люди не видят в этой картине искусства, потому что считают, что любой дурак может нарисовать квадрат. Возможно это и так, но не каждый сможет увидеть новую форму искусства и самовыражения, когда все вокруг делают что-то похожее. Увидеть то, чего раньше никогда не было, создать что-то новое – и есть нестандартное мышление, которым обладал Казимир Малевич.

*Инфраструктура – то, что мы видим глазами, можем это потрогать или воспользоваться.

*Ультраструктура - содержательная часть чего-либо, текст, описывающий внутренний смысл предмета.

Например, возьмём айфон: экран, кнопки, сама коробочка, его функции (позвонить, написать) – это инфраструктура. Идея того, что он крутой и дорогой - это ультраструктура (ведь айфон стоит дорого не потому что в нём есть то, чего нет в других телефонах).

Статья: WORDFLIX

Наши соц.сети:

Телеграм-канал https://t.me/wordflix

YouTube-канал https://youtube.com/@wordflixru

ВК https://vk.com/wordflix

Instagram https://www.instagram.com/wordflixru?igsh=M3R0MGJkOXVvdGww