Интересно, как такое может быть, что излишние знания и умения ребенка могут помешать ему участвовать в занятии. Обычно же происходит всё наоборот: чем хуже ребенок знает материал, чем хуже владеет какими-то навыками, тем сложнее ему приходится на уроке.
Только не для нас!
Нас, педагогов кружкового отдела социального спецучреждения для детей с особенностями развития, любые знания каждого воспитанника удивляют, а порой и поражают!
Это и понятно, ведь большинство ребят, которые приезжают к нам в стационары, имеют довольно серьезные и очень серьезные ментальные нарушения. А некоторые из них - так вообще не разговаривают, а то и не понимают обращенную речь. Откуда там взяться знаниям, если даже человек не осознаёт, что вокруг него вообще происходит!
А тут вдруг попадается ребенок, который называет белую собачку белой собачкой, а синий квадратик - синим квадратиком… Ого, да он гений! Ура ему и его маме, которая дала ему эти знания!
И ничего, что слово "квадратик" он произносит как "кататик", наш замечательный логопед всё подправит и на место поставит.
К тому же, в наших творческих кружках (даже в театральном!) к звукопроизношению никто не придирается. Не потому что педагогам наплевать на развитие речевых навыков ребенка, нееет! А просто, как много лет твердит наше начальство: "основная цель кружковых занятий - социализация!"
А этого уж каждый ребенок получает сполна… ибо все-все-все детки, с любыми нарушениями (даже очень сложными) неизбежно попадают во все-все-все наши кружки (даже очень сложные).
Как это?
Допустим, есть у нас предельно слабовидящий парнишка Н. (и такой уже не первый), который без сопровождающей под руку мамы, даже до кабинета дойти не может, а в силу еще одного диагноза - не способен удерживать в руке предметы. Но его все равно пихнули в кружок художественного творчества! Для социализации!
Правда, у Н. - очень адекватная и понятливая взрослая мама, которая сама подошла к педагогу этого кружка и сказала:
- Вы уж извините, но я сомневаюсь, что мы сможем посещать ваши занятия. Вы же сами всё видите.
Ага, или вот еще
Прямо вопиющая ситуация была… Мне жутко этот момент не понравился и даже немного стыдно стало за наших докторов (а я ведь к ним всегда относилась с трепетным уважением).
Привезли к нам однажды мальчишку, который в плюс к основному (психиатрическому) диагнозу имел еще и сопутствующую тугоухость высоченной степени. Точнее, он почти совсем ничего не слышал и не разговаривал.
Так ему наши "господа-диагносты" без зазрения совести воткнули в программу музыкальные занятия. Мммм, там даже мама мальчика пальцем у виска крутила и отплёвывалась.
Сделаю вставку: в нашем заведении никогда не было и нет кружков жестового пения как отдельного вида искусства, и преподавателей таких - тоже отродясь тут не бывало! Ну это на тот случай, если кто-то захочет сказать, что уроки музыки для таких ребят - тоже бывают, да еще какие!
А воспитатели стационара, увидев у мальчика в бегунке-расписании "музыку", изрядно удивились и даже пошли к врачам, уточнить, ну мало ли, может этого мальчика с кем-то перепутали. Ну, право, кто же на трезвую голову поставит музыкальные занятия человеку, который ничего не слышит?!
Одна воспитательница так и спросила у начмеда:
- Для чего ему музыка? Он же глухой!
А начмед хмыкнула, улыбнулась и ответила:
- А ничего! Пусть сидит в группе и участвует. Пусть слушает вибрации! Или вы хотите, чтобы мамаши возбухали, почему у них в бегунках так мало занятий стоит? Они же ВАС в первую очередь будут дергать!
Ну полный улёт! И всё реальное отношение начальства к тому, чем онО занимается - налицо.
Да и ладно!
Действительно, пусть посидит мальчик на уроке. И, кстати, если что, этот мальчик - ничуть не портил музыкальные занятия. Просто сидел себе тихонько на стульчике, погрузившись сам в себя, никого не трогал, и даже примус не починял. Сидел не как участник группы, а сам по себе. Мммм, социализация - цветет и пахнет!
Ой, а я ведь от основной темы ушла!
От той темы, где на кружковое занятие неожиданно попал ну ооочень "знающий-умеющий" ребенок… Ну и как получилось, что это "знание" сорвало детям занятие.
Викуля
Девочка из стационара, 5 лет, психоэмоциональные нарушения.
Речью - владеет, умеет слоги(!) читать, уровень развития бытовых навыков - вполне соответствует возрасту. А еще знает и сказки, и детские песенки, и явления природы, и цвета-формы-величины, и даже как зовут нашего первого космонавта, облетевшего вокруг Земли (прямо с именем и отчеством).
В общем, для нашего заведения - ребенок-клад, один на тысячу. До того развитая, что в таком-то, довольно раннем возрасте, лежала в стационаре без родительского сопровождения.
Викуля в театральном кружке
Ох, педагог кружка прямо не могла нарадоваться на новую воспитанницу! И чистоговорки-то у Вики получаются, и стишки прямо на уроке легко заучивает, и играет выразительно хоть в кукольных, хоть в настольных мини-постановочках.
А тут, разбирали они на подгрупповом занятии (Вика и еще трое деток) сказку про Крошечку-Хаврошечку… В кукольном варианте.
Ну, была такая сказка, где работящая младшая сестренка, которую, по классике, никто в семье не любил, обслуживала весь дом от зари до зари, а ей помогала волшебная корова.
Естественно, Викуле досталась роль главной героини - самой Хаврошечки. Там и слов больше, и действий… надо же было как-то умудряться и делать вид, что маленькая куколка пролезает в ухо игрушечной коровы и вылезает с обратной стороны. А представить и изобразить эту сцену может только человек с фантазией, как раз такой как Викуля.
Но вдруг… что-то произошло
Точнее, не вдруг, а только на третье занятие, посвященное этой сказке.
Еще в начале занятия Викуля расплакалась и сказала, что больше не хочет участвовать в спектакле. Прямо вот наотрез отказалась:
- Не хочууу! Не буду! Фу!
Педагог очень удивилась: как? Ведь Вика никогда на ее уроках себя так не вела (несмотря на психиатрический диагноз). Подумала, что, может быть Вика не очень хорошо себя чувствует или что-то болит. Или много занятий до этого было, перегрузилась и сильно устала. Иначе откуда все эти крики и плач?
Она обняла Викулю и спросила:
- Вика, расскажи, почему ты больше не хочешь играть, мммм?
- Потому что я всё знаю! Поэтому и не буду! - обиженно сказала Вика.
- Что знаешь? - поинтересовалась педагог.
И Вика, "блистая знаниями и логикой", ответила:
- Из-за Хаврошечки этой дурацкой. Я знаю, мне сказали! Хаврошечка - это имя такое, но это когда маленькая девочка. А когда уже большая - то будет не Хаврошечка, а Хавронья. А Хавронья - это свинья! А я не хочу быть свиньёй! Не хочууу! Не будууу! Я не свиньяааа!
Вот это да!
И ведь видно было, что само участие в спектакле Вике нравится, и всё отлично получалось… но вот "свиное" имя всё испортило. А точнее знание Вики о том, что хавроньями хрюшек называют.
Интересно, кто же ей это наболтал? Ну, педагог подумала, что чья-нибудь мамочка из стационара ее просветила. Вика - она же человечек любознательный, всем взрослым вокруг задает вопросы. И память у нее - прекрасная, запоминает всё мгновенно.
И что потом?
Викулю уже до конца урока так и не удалось до конца успокоить, так и плакала. И в занятии не хотела принимать участие. Только сама себе под нос нашептывала: я не свинья, я не свинья. Прямо застряла на этой фразе (диагноз тоже дает о себе знать).
И выход учитель придумала, заменив имя. Таким образом, в сценарии вместо Крошечки-Хаврошечки появилась Крошечка-Матрёшечка.
Только вот, увы, так и не показали на мероприятии ребята этот спектакль, т.к. Вика накануне приболела, и родителям пришлось приехать и забрать ее домой. Вместе с выпиской. А на замену - действительно никого не нашли. Ибо нет такой второй девочки!
В общем, приходя на урок, быть "в материале" - это еще не всё. Да и сам материал необходимо фильтровать… Но, наверное, не менее важную роль играет НАСТРОЕНИЕ. Вот, за него и будем бороться!
И Вам, дорогие читатели, пусть никто не портит настроение, а работа и отдых - радуют.