И в это очень сложно поверить; я долго не могла смириться с тем, что родители стали совсем пожилыми людьми, затем стариками, ну а теперь мама и вовсе осталась одна. А вот какими они были в молодости, посмотрите, это же прямо очень кинематографичная история:
Вообще моя мама удивительный человек — у нее настолько легкий характер и она настолько любит людей, что всегда и со всеми ладила, даже с теми с кем поладить, казалось, было невозможно. Она всегда и обо всех в своем окружении думает хорошо, и чтобы переубедить ее человеку нужно ну прямо очень постараться. Она всех оправдывает, старается как-то объяснить даже неблаговидные поступки, и искренне за них прощает.
И в целом — она всегда довольна жизнью, ей хорошо, она умеет ценить даже маленькие радостные моменты. А как она радуется! Как ребенок, эта чистая, искренняя, открытая радость очень заразительна, поэтому ей так приятно и хочется дарить подарки.
Немножко о жизни
Вообще жизнь у мамы сложилась очень разнообразно (ну да, за 90-то лет!), и как-то, не знаю как объяснить, закольцевалась, что ли, точнее, пошла по спирали. Сейчас попробую рассказать, что имею в виду.
Мама ребенок вой.ны, а родилась она Дальнем Востоке, в городе Ворошиловск-Уссурийский (сейчас — Уссурийск). То есть жила она на побережье Тихого океана.
В 1941 году ей было 7 лет, и она прекрасно помнит, как вой.на застала их с моей бабушкой в Николаеве, куда они ездили к бабушкиной семье. Еле-еле успели уехать из Николаева, и когда их поезд, куда людей набилось под завязку, уходил, то они с бабушкой видели, как прямо за ними разбомбили вокзал. Бабушкины родные все погибли — их живыми закопали немцы, как и многих других евреев.
Вот бабушкина семья, она здесь самая младшая, на переднем плане внизу. Все, кроме нее, погибли:
Тогда, в 1941 году, добирались мама с бабушкой до Ворошиловска-Уссурийского они больше чем полгода, застряли в селе Чаши где-то в Сибири, остались там зимовать. Горя хлебнули, голода… Мама с тех пор НИКОГДА не выбрасывает еду, и всегда ест редиску вместе с листиками. Но тем не менее весной 1942 года добрались до дома, в Ворошиловск-Уссурийский.
Так вот какую невеселую спираль сделала ее жизнь — сейчас, в 90 лет, вокруг нее опять вой.на… И комната, в которой мама живет, это на самом деле бомбоубежище, и если, не дай Бог, будет обстрел, то в такие комнаты (их несколько) будут собирать всех подопечных из ее пансионата.
И море тоже рядом, в 200 метрах — но только теперь теплое Средиземное. Хотя большую часть жизни мама прожила очень далеко от морей, на Волге, сначала в Тольятти, потом все мы вместе с папой уезжали к месту его службы на Север, а потом вернулись в Самару. В Самаре мама и на пенсию ушла, и потом оттуда же уехали они с папой в Израиль помогать моей старшей сестре.
Это они с папой уже в Израиле, обоим далеко за 70:
А вот это мама на море прошлым летом, когда собрались почти все внуки и правнуки:
Таких светлых, позитивных, добрых людей, к сожалению, немного — и большое счастье, что они есть вообще на этом свете, они не дают разочароваться в людях и стать мизантропами. И большое счастье что в моей зрелом возрасте у меня есть мама.
Мамочка, с днем рождения!
✅Подписывайтесь на мой канал здесь, читайте и комментируйте — буду рада вас видеть в следующих публикациях!