Найти тему
Андрей Якунин | Про авто

Японцы хотели навредить нашему авторынку, но навредили себе - продажи б/у авто в Японии начали падать

В 2022 году весь коллективный Запад начал рьяно вводить санкции в отношении нашей страны. Конечно же, не обошлось и без введения санкций, которые значительно затронули наш отечественный автопром. В первое время наш автопром и правда довольно сильно пострадал от различных ударов со стороны разных стран.

Больше всего пострадал АвтоВАЗ, так как его главный технологический партнер в лице Renault сказал "Аревуар" и покинул нашу страну. Правда, про свой контрольный пакет акций АвтоВАЗа они не позабыли, передав его за скромную сумму институту НАМИ. Но, оставив за собой право на обратный выкуп в течение шести лет. Интересно, а когда французы захотят вернуться, мы и правда отдадим им обратно своего производителя? На самом деле, не хотелось бы этого.

После ухода Renault, АвтоВАЗ оказался в глубокой яме. На пост президента АвтоВАЗа был поставлен Максим Соколов, который принял предприятие в наихудшем виде, чем когда-либо. Выпускать автомобили мы не могли, так как не было ни систем АБС, ни подушек безопасности. И без этих элементов выпуск новых автомобилей у нас запрещен. Но Минпромторг решил ситуацию, разрешив отечественным производителям выпускать автомобили без этих систем. В противном случае, весь наш автопром пошел бы на дно, как и хотели этого западные личности.

А позже со стороны других стран начали сыпаться санкции, которые также были направлены против простого народа. Ни для кого не секрет, что в нашей стране очень большой популярностью уже долгие годы пользуются японские автомобили с пробегом. Даже не так, наша страна главный потребитель этих автомобилей, которые наши соотечественники закупают с удовольствием.

Летом 2022 года японская валюта просела по отношению к нашему рублю, а покупка японских автомобилей с пробегом снова стала очень выгодной. Дошло до того, что порт во Владивостоке банально не справлялся с наплывом автомобилей. Их было настолько много, что уже просто некуда было ставить. Да и сами компании, которые занимаются привозом таких автомобилей, сообщали, что уже просто вынуждены отказывать людям, так как не хватает "свободных рук".

-2

И тут всем хорошо - наши соотечественники затариваются недорогими и качественными автомобилями, а японцы сливают свои б/у-шки, тем самым пополняя валютой свою страну. Но кому-то это не понравилось, поэтому в том же 2022 году японцы запретили экспортировать в нашу страну предметы роскоши, в том числе и автомобили.

Под запрет попали все товары стоимостью более 50 тысяч евро. Но такие дорогие авто из Японии - капля в море. В большей мере люди везли из Страны восходящего солнца более дешевые автомобили. Поэтому такой запрет никак не сказался на количестве экспортируемых автомобилей.

-3

Но, по всей видимости, самих японцев или их протеже с Запада, такой расклад не устроил. И поэтому летом 2023 года японцы ввели новый пакет санкций. На этот раз под запрет попали все автомобили с объемом мотора более 1,9 литров, а также электрокары и гибриды.

И такой шаг действительно ударил по нашему рынку, автомобилей из Японии стали заказывать куда меньше. Но многие просто перешли на автомобили, которые под эти санкции не попали. В самой Японии полно малообъемных автомобилей, которые полюбили и наши сограждане. Но и лазейки нашлись, так как все остальные автомобили начали ввозить через Кыргызстан и другие страны ЕАЭС.

-4

Но и многие японцы довольно негативно отнеслись к подобным решениям своего государства. Так, глава японского Министерства экономики по автомобильной и торговой политике Таканори Кикучи заявил:

Правительство тщательно следит за тем, как сильно окажут влияние санкции против России на внутреннюю политику Японии.

Вот только тут стоит понимать, что наш рынок глобально, вообще ничего не потерял. У нас довольно много и других автомобилей, которые вполне себе могут заменить японские "праворульки". А вот для самих японцев, решение об ограничении экспорта своих пробежных автомобилей, стало куда более заметным. Да и кроме автомобилей с пробегом, японцы прекратили поставки к нам и новых леворульных автомобилей. И все это не могло не сказаться на автомобильном рынке Японии.

-5

Издание Reuters отмечает, что от введенных санкций, сами японцы пострадали куда больше, чем мы. Получилась довольно забавная ситуация, когда японцы хотели ударить по нашему авторынку, но попали в свой. Темпы роста продаж автомобилей с пробегом в Японии обвалились, ведь наша страна была главным экспортером этих праворульных автомобилей с пробегом.

После того, как японцы поняли, что, по сути, сами себе поставили палки в колеса, начались поиски альтернативных рынков сбыта, так как экономические потери оказались довольно внушительными. Плюс была попытка заставить игроков автомобильного рынка занизить цены, причем искусственно.

-6

Если посмотреть на статистику продаж японских автомобилей в нашей стране, то масштаб бедствия для самих японцев очевиден. В 2022 году из Страны восходящего солнца в нашу страну приплыло и прошло таможню 213,5 тысяч автомобилей с пробегом. Этот показатель на 32 процента выше, чем годом ранее.

А вот в 2023 году в нашу страну приплыло немногим меньше автомобилей — 212 тысяч штук. Но тут уже сыграл свою роль утилизационный сбор, а также санкции со стороны самих японцев. Больше всего автомобилей в 2023 году было куплено в июле. На фоне новостей об ужесточении ограничений, наши соотечественники резко ринулись заказывать автомобили из Японии. Если сравнивать июль 2022 и 2023 годов, то спрос в 2023 году подскочил на 53 процента.

-7

Наша страна долгие годы была одним из самых главных рынков, куда экспортировались японские автомобили с пробегом. Эти автомобили полюбились нам своей надежностью, низкой стоимостью обслуживания, а также невысокой стоимостью запчастей. Но японцы решили повернуться к нам спиной, ударив по нашему рынку. Правда, нанесли себе куда больший урон, чем нам. По оценкам различных экспертов, бизнес по продаже автомобилей с пробегом в Японии рухнул примерно на 70 процентов, а также значительно выросло количество неликвидных моделей, которые шли на наш рынок.

-8

Как говорится, незаменимых вещей не бывает, и японские автомобили также к этому относятся. Мы без их автомобилей проживем, на крайний случай всегда можно привезти их через третьи страны, хоть и дороже. Но вот что они будут делать без нас, уже другой вопрос. Но нас это уже никак не должно волновать. Проблемы утопающих дело рук самих утопающих.