Место и время истории — Москва, апрель 2024. Лет десять не брал больничных, но тут пришлось. На работе почувствовал себя неважно, смерил температуру (показало 37.7), пошёл домой, а затем в поликлинику. Благо, записаться к дежурному врачу можно электронно, на портале mos.ru, буквально на полчаса вперёд от текущего времени.
Интересно, что при фактическом посещении поликлиники («Диагностический Центр») у меня не спросили ни паспорта, ни полиса ОМС. Таким образом, вместо меня мог сходить любой человек, похожий по возрасту.
В регистратуре, перед посещением врача, дали заполнить некую бумажку о согласии на «вмешательства», в которой, помимо прочего, нужно было указать фамилию и телефон человека, которому сообщат о моей смерти или невменяемости, в случае чего. Я замешкался, думая, кого бы туда вписать, но мне поспешно пояснили, что надо себя самого, потому что бумага исключительно «обо мне». Начал было зачёркивать уже вписанную фамилию другого человека (его телефон вписать не успел), но сказали, что и так сойдёт. Отдал как есть.
Кабинет врача, к которому я был записан, был заперт, вход был только через смежный кабинет с другим номером, где сидит медсестра (об этом мне подсказали добрые пациенты в коридоре рядом). Медсестра сразу же взяла у меня мазок из носа на ковид. Без объяснений, что и зачем она делает, ткнула в нос палочкой с ватой, так что я от неожиданности немного поперхнулся. Потом, после непродолжительного ожидания, пригласили в смежный кабинет к врачу.
Врач сообщил, что у меня ковид (только тут я и понял, что именно делала медсестра), выписал антибиотик в таблетках (больше ничего). Затем послушал стетоскопом и отправил на флюорографию («для возможности открыть больничный»). Никаких вопросов о самочувствии мне не задали вообще (есть ли температура, например).
Через час пришла SMS-ка, где было написано, что больничный открыт с такой-то даты по такую-то (ровно на 7 дней), и мне позвонят, чтобы его закрыть. Закроют автоматически, если я скажу, что здоров (посещение поликлиники при этом больше не нужно).
Мне позвонили уже через день, чтобы напомнить и уточнить ту же самую информацию: контрольный звонок будет в последний день открытого больничного, до 14 часов. В случае пропуска этого звонка или при желании продлить больничный нужно будет физически идти в поликлинику. Как ни странно, по телефону моим самочувствием уже поинтересовались, и даже пожелали здоровья.
Мне повезло: к вечеру первого дня температура подскочила до 38.6, но той же ночью спала до нормы. Утром обнаружился лёгкий стоматит, который я заполоскал ротоканом. К антибиотику (он обошёлся мне в аптеке несколько больше 600 рублей) я волюнтаристски добавил себе омепразол.
На портале mos.ru, чтобы получить доступ к электронной медицинской карте, можно «улучшить» существующую учётную запись несколькими способами, например, связать её с сайтом госуслуг или учётной записью некоторых банков. Одним из вариантов был Альфа банк, которым я и воспользовался.
После логина и какой-то «привязки» аккаунтов с помощью «Альфа ID» (через коды по SMS) на сайте ничего не поменялось и никаких сообщений не последовало (в инструкции на сайте указано, что срок предоставления этой «услуги» — 5 рабочих дней). Правда, на почту быстро пришло уведомление, что «вы привязали учетную запись Alfa ID к своему профилю на портале mos.ru.».
По факту доступ к электронной карте на mos.ru открылся сам через два дня. Интересно, что упомянутый выше телефонный звонок (последовавший через день после фактического приёма у дежурного врача) в электронной карте зафиксировался как приём участкового врача-терапевта. Пройденная флюорография появилась в электронной карте как «результат лучевой диагностики», а тест на корону появился в «анализах». Там же было написано: «Пожалуйста, находитесь в режиме самоизоляции в течение 14 дней» (больничный с автоматическим закрытием по телефону выдаётся на 7 дней).
На шестой день больничного последовал ещё один предупреждающий звонок о том, что на седьмой день будет звонок о дистанционном закрытии больничного. На седьмой день такой звонок от врача действительно поступил, и больничный закрыли. В электронной карте больничный сразу отображается как закрытый, и его можно скачать в виде PDF. В этом PDF нет ничего существенного, кроме 12-значного номера документа, периода нетрудоспособности и надписи «статус в ФСС РФ Закрыт». Как мне объяснили, работодатель получает такой больничный «автоматически» — как говорит Гугл, «из уведомления от Единой интегрированной информационной системы "Соцстрах" (ЕИИС)». Точного наименования юридического лица работодателя (или его ИНН) я врачам ни в какой момент не называл, поэтому реальный механизм передачи больничного листа представляю себе смутно. По всей видимости, работодатель просто обязан наладить электронное взаимодействие с СФР с помощью установки у себя упомянутой ЕИИС.
Последний телефонный звонок в электронной карте также зафиксировался как приём участкового врача-терапевта. В соответствующем ему документе в электронной карте, помимо прочего, указан статус пациента «готов к ответам», «диарея отсутствует», температура 36.6 (по телефону это всё не обсуждалось), «карантин по COVID-19 завершён». К слову, в предыдущем приёме участкового врача (по телефону) температура в электронной карте указана 36.3 (по телефону это тоже, разумеется, не обсуждалось). Ещё, в электронной карте, в разделе последнего приёма под названием «Назначенные ранее лекарственные препараты» я узнал, что ранее мне был назначен Арбидол. Реально выписанный рецепт на антибиотик при первом (физическом) приёме у дежурного врача в электронной карте не был упомянут нигде.
В заключение хочу сказать: не занимайтесь самолечением, идите в бесплатную поликлинику, к бесплатному доктору. Не зря же работодатель вместе с вами ежемесячно платит государству порядка 43% от вашей зарплаты — НДФЛ 13%, плюс взносы на ОПС, ОМС и ВНиМ по единому тарифу 30%. Всем богатырского здоровья и творческих успехов!