В АПРЕЛЕ ТЕКУЩЕГО ГОДА ПРОШЛА ЗАПЛАНИРОВАННАЯ ПЕРВАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МОСКОВСКОГО БИЗНЕС КЛУБА ПОД НАЗВАНИЕМ «ОБЗОР РЫНКА НЕДВИЖИМОСТИ С ВЫСОТЫ ПТИЧЬЕГО ПОЛЕТА: ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ, ПОТЕНЦИАЛ И ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ»
Мероприятие собрало порядка 150 лидеров отрасли, включая представителей банковского сектора, архитектурных студий, строительства, подрядчиков, а также страхования и юридических фирм.
Замначальника управления Архитектурно-строительным советом Москвы Сергей Глубокин поделился трендами развития мегаполисов и осветил ключевые объекты столицы, которые уже стали символичными для города. «За последние 10 лет в Москве появилось очень много интересных проектов, и в целом их уровень значительно вырос. Важно, чтобы каждый более-менее заметный участок представлял Москву на мировой архитектурной арене. Архитектура не только про облик, это про информационный посыл. На сегодняшний день, пожалуй могу назвать три главных архитектурных тренда — высотность, силуэтность, индивидуальность».
Далее обсуждение перешло к стратегии вывода новых проектов на рынок. В условиях экономических перемен, как означил Дмитрий Железнов, главный коммерческий директор девелоперской компании «КОРТРОС», стоимость банковского кредитования для застройщиков не склонна к сокращению, так же как и доступность рыночной ипотеки не предвещает улучшений. Однако, по его словам, рыночные перспективы все еще велики, и компания ищет новые земельные участки и формирует портфель готовых проектов к запуску в следующие два года, рассчитывая на возврат ключевой ставки к нормальным значениям.
«Сегодняшние условия экономической нестабильности дают нам возможность для проектной экспансии. За последний год мы проанализировали свыше 150 площадок, расположенных более чем в десяти регионах России. В 2024 году ГК «КОРТРОС» намерена вывести на рынок не менее пяти новых проектов. Важно, что в них запроектировано не только жилье, но и места приложения труда и социальная инфраструктура. При этом продукт мы насыщаем по-настоящему уникальными опциями, что крайне важно в условиях ожесточившейся конкуренции среди застройщиков», — заявил эксперт.
Согласно информации от сервиса «Домклик», за последний год среднестатистический доход заемщика по семейной ипотеке в Сбербанке увеличился на 80%, достигнув отметки в 99 тысяч рублей с предыдущих 55 тысяч. В контексте происходящих изменений в области ипотечного кредитования застройщики будут продолжать поиск новых подходов для повышения интереса покупателей, включая создание программ рассрочек. С 5 апреля текущего года Сбербанк принял решение о понижении комиссии до 4,9% вместо прежних 7,5% для всех строительных компаний по программам льготной ипотеки в соответствующих сегментах рынка, что дает застройщикам шанс уменьшить свои издержки. «Несмотря на то, что рынок ипотечных продуктов сжался, доля сделок с ипотекой по-прежнему остается довольно значительной – в нашей компании это около 50%», — сказала Елизавета Севастьянова, коммерческий директор Tekta Group. «При этом клиентов все больше привлекают программы рассрочек. Девелоперы пытаются дать людям понятные инструменты в период неопределенности. Раньше менеджеры по продажам работали по определенному набору программ. Сейчас же их основная задача - максимально расположить к себе клиента, выяснить, какими средствами он располагает и предложить персональные финансовые инструменты для совершения сделки».
Олег Репченко, руководитель Аналитического центра IRN.RU, на конференции выразил мнение о том, что увеличение предложения малогабаритных квартир может привести к тому, что в будущем оно задержится на рынке из-за высоких цен и плотности застройки. Он указал на текущую тенденцию роста числа таких квартир как ответ на недоступные цены и высокие ипотечные ставки, подчеркнув, что эта ниша в ближайшее время может оказаться перенасыщенной. Представители отрасли обсудили стратегии и реальные случаи работы с застройщиками, а также последние аналитические данные по первичному рынку жилья в Московском регионе. В январе-феврале 2024 года количество сделок в Московском регионе упало на 11% в сравнении с тем же периодом предыдущего года, однако общий доход от этих сделок увеличился на 19%. Александра Кржевова, директор по развитию компании БЕСТ-Новострой, отметила снижение числа сделок и особенно проблематичность сегментов эконом и комфорт-класса. Оксана Дунина, сооснователь компании Profitbase, заметила, что несмотря на значительный объем первичной недвижимости, продаваемой через сервисы их компании, девелоперы ещё не изменили свои коммерческие стратегии. В текущей ситуации для сохранения темпов продаж и маржинальности критично вносить изменения в работу коммерческих отделов, основываясь на увеличении конверсии и переосмыслении ассортимента для поддержания доходности.
Управляющий партнёр компании IQ Estate, Юнна Эрвиц, подчеркивает, что ключевой особенностью успешного проекта в области недвижимости является его способность интегрировать классические аспекты, достижения современности и новаторские тенденции, которые могут определить будущие направления. Такая смесь обеспечивает уникальность и привлекательность объекта на протяжении его жизненного цикла, который может превышать 50 лет, для потребителей с изысканным вкусом. Архитектура, вдохновлённая выдающимися постройками прошлого столетия, дизайн и интерьеры, отражающие четыре природные стихии, а также современные инфраструктура и сервисы создают комбинацию, гарантирующую заявленную актуальность проекта и привлекательность для жильцов в будущем.
В контексте эволюции технологий и изменения поколений, Кристина Дудко, коммерческий директор GLINCOM, наблюдает значительное преобразование требований покупателей на рынке недвижимости. Она прогнозирует, что за следующее десятилетие города с монопольным центром и промышленной направленностью преобразятся в полицентричные структуры. «Собственники таких объектов смогут удовлетворить все свои базовые потребности в пределах жилого комплекса, включая не только бытовые, но и социальные потребности, развлечения и работу», — отмечает эксперт.
Елизавета Федерко и Владислав Александров из MOSGRAF провели на конференции участников через то, как технологии и креативность играют важную роль в архитектурной визуализации. Они считают, что основным двигателем прогресса в создании 3D-визуализаций для девелопмента является технология. Область 3D визуализации предоставляет безграничные возможности, но оптимальные, быстрые и изящные решения могут быть найдены лишь благодаря креативному подходу.
На конференции выступили Анастасия Бондаренко руководитель международной студии дизайна BALCON и Владимир Трутнев. Они затронули актуальную тему уникальности жилых и коммерческих интерьеров. На конкретных кейсах проектов студии эксперты отметили важность концепции и ее основных составляющих в подходе к любому дизайн-проекту. Студия вкладывает в свои проекты не только практический и эстетический смыслы, но и видит просветительскую задачу. «Наша цель – создание интерьеров с характером», — отметила Анастасия Бондаренко. «Наш подход заключается в разработке уникальных интерьеров, и создание пространств, которые являются органичным продолжением своих владельцев».
Олег Репченко, руководитель Аналитического центра IRN.RU, на конференции выразил мнение о том, что увеличение предложения малогабаритных квартир может привести к тому, что в будущем оно задержится на рынке из-за высоких цен и плотности застройки. Он указал на текущую тенденцию роста числа таких квартир как ответ на недоступные цены и высокие ипотечные ставки, подчеркнув, что эта ниша в ближайшее время может оказаться перенасыщенной. Представители отрасли обсудили стратегии и реальные случаи работы с застройщиками, а также последние аналитические данные по первичному рынку жилья в Московском регионе. В январе-феврале 2024 года количество сделок в Московском регионе упало на 11% в сравнении с тем же периодом предыдущего года, однако общий доход от этих сделок увеличился на 19%. Александра Кржевова, директор по развитию компании БЕСТ-Новострой, отметила снижение числа сделок и особенно проблематичность сегментов эконом и комфорт-класса. Оксана Дунина, сооснователь компании Profitbase, заметила, что несмотря на значительный объем первичной недвижимости, продаваемой через сервисы их компании, девелоперы ещё не изменили свои коммерческие стратегии. В текущей ситуации для сохранения темпов продаж и маржинальности критично вносить изменения в работу коммерческих отделов, основываясь на увеличении конверсии и переосмыслении ассортимента для поддержания доходности.
Управляющий партнёр компании IQ Estate, Юнна Эрвиц, подчеркивает, что ключевой особенностью успешного проекта в области недвижимости является его способность интегрировать классические аспекты, достижения современности и новаторские тенденции, которые могут определить будущие направления. Такая смесь обеспечивает уникальность и привлекательность объекта на протяжении его жизненного цикла, который может превышать 50 лет, для потребителей с изысканным вкусом. Архитектура, вдохновлённая выдающимися постройками прошлого столетия, дизайн и интерьеры, отражающие четыре природные стихии, а также современные инфраструктура и сервисы создают комбинацию, гарантирующую заявленную актуальность проекта и привлекательность для жильцов в будущем.
В контексте эволюции технологий и изменения поколений, Кристина Дудко, коммерческий директор GLINCOM, наблюдает значительное преобразование требований покупателей на рынке недвижимости. Она прогнозирует, что за следующее десятилетие города с монопольным центром и промышленной направленностью преобразятся в полицентричные структуры. «Собственники таких объектов смогут удовлетворить все свои базовые потребности в пределах жилого комплекса, включая не только бытовые, но и социальные потребности, развлечения и работу», — отмечает эксперт.
Елизавета Федерко и Владислав Александров из MOSGRAF провели на конференции участников через то, как технологии и креативность играют важную роль в архитектурной визуализации. Они считают, что основным двигателем прогресса в создании 3D-визуализаций для девелопмента является технология. Область 3D визуализации предоставляет безграничные возможности, но оптимальные, быстрые и изящные решения могут быть найдены лишь благодаря креативному подходу.
На конференции выступили Анастасия Бондаренко руководитель международной студии дизайна BALCON и Владимир Трутнев. Они затронули актуальную тему уникальности жилых и коммерческих интерьеров. На конкретных кейсах проектов студии эксперты отметили важность концепции и ее основных составляющих в подходе к любому дизайн-проекту. Студия вкладывает в свои проекты не только практический и эстетический смыслы, но и видит просветительскую задачу. «Наша цель – создание интерьеров с характером», — отметила Анастасия Бондаренко. «Наш подход заключается в разработке уникальных интерьеров, и создание пространств, которые являются органичным продолжением своих владельцев».
Эпизоды ажиотажного спроса на загородную недвижимость (когда цены выросли почти на 45%) не повторялись со II полугодия 2020 года, в течение 2022 года спрос в сегменте и вовсе сократился почти на 40%; в 2023 году он стал понемногу восстанавливаться, по итогам прошлого года по отношению к предыдущему периоду суммарный объем заключенных сделок увеличился почти на 30%, а I квартал 2024 года продолжил этот оптимистичный тренд. Основным драйвером повышения цен сейчас является инфляция, вызывающая рост стоимости строительных материалов: за 2023 год себестоимость строительства загородного дома выросла на 25-30%. сегменте присутствуют лишь единицы компаний-экспертов – опытных, надежных и достаточно крупных. Формальный выход на рынок крупных игроков городского многоквартирного сегмента не возымел заметного влияния на сегмент.
По последним данным, российские застройщики в апреле средне запаздывают на 5,2 месяца при сдаче домов. Если же учитывать объекты со стопроцентной остановкой строительства, средний срок задержки возрастает до 8,3 месяцев. В Москве ситуация относительно лучше, где перенос сроков составляет 4,7 месяца для текущих проектов и 4,3 месяца за последний год.
Конференция, проведенная в усадьбе Салтыковых-Чертковых, также предложила гостям экскурсию по историческому особняку, а партнерство с «Жар-птицей» дополнило программу мероприятия.