В конце июля 2020 года Правительство РФ приняло закон о цифровых финансовых активах (ЦФА), а два года спустя первые такие активы появились на рынке. Прошло еще два года, но рынок этот остается сравнительно небольшим.
Отношение к цифровизации в нашей стране двоякое: с одной стороны, власти всячески стараются автоматизировать и перевести в электронный формат всевозможные услуги, сервисы, инструменты и процессы. С другой стороны, обычные люди по-прежнему не сильно-то и доверяют такой тотальной диджитализации, следуя принципу «лучшее — враг хорошего».
Аналогично дело обстоит и с ЦФА: довольно удобный инструмент для привлечения частных инвестиций берут на вооружение по большей части смельчаки — ну или те, кто хорошо разобрался в теме. А ведь зачастую именно непонимание нового влечет его отторжение. Поэтому в сегодняшней публикации будем разбираться с цифровыми финансовыми активами.
Электронная упаковка реального капитала
В первую очередь, необходимо подробно объяснить, что же такое ЦФА. Говоря простым языком, цифровые финансовые активы — это цифровая упаковка, в которую можно «завернуть» любой реальный актив: долги, драгметаллы, даже недвижимость (точнее, квадратные метры в строящихся объектах).
Главное отличие ЦФА от всем привычных денег — ими нельзя оплатить товары или услуги. Ближайшим аналогом в этом смысле будут облигации, которые дают владельцу определенные права, но вот зайти в магазин и купить продуктов с помощью ценных бумаг он не сможет.
В основе ЦФА лежат две основные технологии: блокчейн и смарт-контракты. Кстати, именно слово «блокчейн» зачастую пугает тех, кто знакомится с данным инструментом, так как вызывает ассоциации с криптовалютой, правовой статус которой в России по-прежнему остается неясным.
Однако ЦФА к криптовалютам не имеет никакого отношения. Сам по себе блокчейн — это непрерывная последовательная цепочка блоков, в которых хранится определенная информация. Например, данные по транзакциям. Это обеспечивает прозрачность всех операций и высокий уровень безопасности, так как сведения в блоках подменить невозможно — они надежно защищены криптографической подписью и зависят от содержания предыдущего блока.
Смарт-контракт представляет собой разновидность электронного договора. Он создается в блокчейн-сети и полностью автоматизирует обращение ЦФА. Например, может перевести деньги контрагенту при выполнении всех необходимых условий.
Сами же ЦФА представляют собой токены с конкретной стоимостью, обеспеченные неким реальным активом. Кстати, это их главное отличие от многих (хотя и не всех) криптовалют, которые зачастую не подкреплены ничем, кроме спроса и предложения. Можно сказать, что ЦФА — это электронные аналоги биржевых ценных бумаг.
Правовое положение ЦФА
Как говорилось выше, ЦФА занимают вполне определенное место в законодательстве РФ. Они регулируются законом 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31 июля 2020 года. В документе четко прописано, кто отвечает за обращение ЦФА, какими полномочиями наделены соответствующие органы и так далее.
Так, выпуск и обращение ЦФА возможны только на базе специальных информсистем. Контроль за работой платформы осуществляет оператор информационной системы. За их деятельностью в свою очередь следит Центробанк. Он же регистрирует новых операторов и вносит в специальный реестр. На сегодняшний день в России зарегистрировано 11 операторов. А вот обеспечение сделок с цифровыми финансовыми активами находится в ведении оператора обмена ЦФА. В настоящее время таковым является только Мосбиржа.
Процесс обращения таких активов выглядит следующим образом. Клиенты продают и покупают ЦФА на фондовой бирже через брокеров, которые открывают для них счета. Биржа регистрирует сделки и передает информацию о них в клиринговый центр, который выполняет платежное поручение между счетами. Регистрацией расчетов по сделкам и учетом активов занимаются расчетная палата и депозитарий.
Реальные ЦФА
О полной законности и эффективности ЦФА напрямую говорит тот факт, что за последние два года их выпустил ряд крупных и довольно известных российских компаний.
Например, дочерняя компания «Норникеля» в конце прошлого года провела четыре выпуска токенов на металлы платиновой группы на сумму порядка 2,5 млн рублей. Каждый токен обеспечен одним граммом металла.
К слову, «Норникель» довольно активно выпускает ЦФА с различным обеспечением. Например, в мае прошлого года компания запустила корпоративную программу «Цифровой инвестор» для своих сотрудников со стажем работы от одного года. В рамках данной программы работники получали ЦФА, равные по стоимости акциям компании на Мосбирже в день погашения. На момент эмиссии совокупная стоимость активов оценивалась примерно в 6 млрд рублей.
Еще один пример от «Норникеля» — токенизация коммерческой задолженности перед поставщиком оборудования. Последний выкупил ЦФА и продал Росбанку. Сумма не уточняется, однако эмиссия долга позволила поставщику быстрее вернуть деньги, а инвестор приобрел качественные долговые активы.
Застройщик «Самолет» также выпустил ЦФА через дочернюю компанию. Один токен равнялся стоимости продажи одного квадратного метра в строящемся жилкомплексе при реализации его на более поздних этапах. При этом минимальный размер вложени составлял от 50 тыс. рублей.
Девелопер «Главстрой» прошлым летом также выпустил собственные ЦФА, но в форме денежных требований. Объем первой эмиссии составил 10 млн рублей. Интересно здесь то, что срок и ставка были фиксированными — 30 дней и 9,5% годовых соответственно. Эта эмиссия очень напоминает классические облигации, однако срок обращения гораздо меньше.
Плюсы и минусы ЦФА
У любой монеты есть две стороны, и ЦФА не исключение. Подобно привычным инструментам, цифровые финансовые активы имеют как преимущества, так и недостатки. А потому имеет смысл сразу их разобрать.
Pro
Одним из ключевых преимуществ ЦФА является их доступность. Бизнес может «завернуть» в них любой актив: от долговых обязательство до цифрового искусства. Таким образом, эмитент получает финансирование, а инвестор — наиболее доходные продукты.
Кроме того, немаловажное значение играет скорость, так как эмиссия ЦФА и сделки с ними проводятся гораздо быстрее, в том числе за счет мгновенного подтверждения транзакций.
К тому же при выпуске ЦФА затраты гораздо ниже, чем при эмиссии, например, облигаций. Это обусловлено меньшим количеством посредников, а значит, и низкими комиссиями на выпуск. В 2023 году Sber CIB проанализировал опыт зарубежных эмитентов и подсчитал, что расходы на выпуск цифровых финансовых активов примерно 28 раз ниже, чем при размещении бондов.
Возможность дробления активов увеличивает пул потенциальных инвесторов. В примере выше мы рассказывали, что девелопер «Самолет» выпустил ЦФА, обеспеченные квадратными метрами в жилищном комплексе. При этом потенциальные инвесторы могли купить актив, равный 0,3 кв. м.
Про безопасность ЦФА как инструмента мы говорили еще в самом начале: действительно, технология блокчейна попросту не позволяет подменить информацию. Однако не помешает отметить, что злоумышленники могут получить доступ к данным посредством классических приемов психологического воздействия — от этого, увы, не застрахован никто.
Contra
Недостатки ЦФА кроются не столько в самом инструменте, сколько в его новизне и недостаточной осведомленности о нем как бизнеса, так и инвесторов.
Скепсис и недоверие обусловлены как раз-таки тем, что за недолгое время развития рынка ЦФА еще не сформировались определенные устои и нормы. Кроме того, отсутствует опыт организаций, связанный с кризисными моментами. Соответственно, у бизнеса попросту нет понимания, на какие подводные камни можно налететь и как затем выкарабкиваться из пучины.
К тому же технология блокчейна в российском сознании плотно закрепилась за понятием «криптовалюта», которая никак не регулируется, далеко не всегда имеет материальное обеспечение и трудно прогнозируется. Само собой, подсознательный перенос ее характеристик на ЦФА скорее отпугивает, нежели привлекает. А это в свою очередь приводит к тому, что потенциальные эмитенты проявляют к ЦФА довольно слабый интерес.
Более серьезным недостатком ряд аналитиков называет низкую ликвидность рынка ЦФА, так как вторичный рынок на сегодняшний день сформирован достаточно плохо. Основными причинами является нехватка «мостов» между операторами информсистем и законодательные ограничения на инвестиции в бизнес для неквалифицированных инвесторов.
Кроме того, существует риск, связанный с дальнейшим развитием информационных технологий. Сейчас, когда рынок ЦФА еще недостаточно развит, появление принципиально новых механизмов может привести к тому, что блокчейн не сможет с ними конкурировать.
Эмиссия ЦФА
Для выпуска собственных цифровых активовов бизнес, в первую очередь, должен соответствовать ряду критериев. При этом сегмент значения не имеет: данный инструмент доступен как для крупного бизнеса, так и для МСП.
В остальном критерии стандартные: юрлицо должно быть действующим и зарегистрированным не более года назад (на момент эмиссии). Компания не должна иметь признаков банкротства и ухудшения финансовой устойчивости.
Если организация соответствует всем условиям, то в первую очередь нужно выбрать из реестра платформу и направить оператору запрос на размещение ЦФА, а также пакет документов.
Требования к документам могут отличаться у разных операторов, однако более-менее стандартный список выглядит следующим образом:
- копия решения уполномоченного органа эмитента о выпуске ЦФА (если применимо);
- уведомление о рисках, связанных с покупкой ЦФА;
- схема организационной структуры компании;
- структура собственности компании;
- годовая бухгалтерская отчетность.
Оператор может запросить и другие документы, в таком случае их тоже потребуется предоставить, чтобы не получить отказ.
После проверки сведений эмитенту требуется разместить решение о выпуске ЦФА на официальном сайте компании. Далее оператор начинает собирать заявки от инвесторов.
Интересный момент: выпуск ЦФА происходит только после их покупки. До этого момента они остаются невыпущенными.
После приобретения цифровых активов эмитенту остается подписать выпуск приватным цифровым ключом. ЦФА распределяются между инвесторами, а эмитент моментально получает финансирование на банковский счет. Само собой, при погашении ЦФА эмитенту необходимо выплатить инвестору промежуточный доход или фактические активы.
Налоговый вопрос
Как и практически любой доход, заработок на ЦФА тоже облагается налогом. Ставка зависит от статуса налогоплательщика и — в отдельных ситуациях — его резидентства.
Так, стандартная ставка для юрлиц составляет 13%, однако если доход превышает 5 млн рублей, то она увеличивается до 15%. Иностранные резиденты в любом случае будут платить 15% от дохода.
НДС к таким доходам, как правило, не применяется. Исключение составляют только сделки с гибридными цифровыми правами, которые сочетают в себе свойства ЦФА и утилитарных цифровых активов, то есть предполагают передачу инвестору прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Физлица платят по единой ставке в 13% вне зависимости от дохода и резидентства. Налоговая база рассчитывается как разница между доходом от операций с ЦФА и расходами на их эмиссию.
Перспективы ЦФА
Рынок цифровых финансовых активов на сегодняшний день трудно поддается прогнозированию из-за влияния общеэкономических факторов. Так, например, в октябре прошлого года агентство «Эксперт РА» предполагало, что по итогам 2023 года общий объем выпусков ЦФА составит порядка 35 млрд рублей. Однако уже в декабре фактический размер выпущенных активов составил 53 млрд рублей, что свидетельствует о высокой динамике развития первичного рынка.
Прогноз «Эксперта РА» на текущий год является довольно оптимистичным. По мнению аналитиков агентства рынок увеличится до 300 выпусков совокупным объемом в 125 млрд рублей. Другое агентство — АКРА — согласно с такой оценкой тенденции рынка. Например, в умеренно-оптимистичном сценарии эксперты прогнозируют рост до 500 млрд рублей в трехлетней перспективе.
В целом, аналитики выделяют несколько сценариев развития. Так, консервативный допускает, что ЦФА останутся исключительно нишевым инструментом и не получат значительного распространения. С другой стороны, самый оптимистичный сценарий предполагает, что цифровые активы дополнят рынок долгового финансирования и привлекут инвесторов, эмитентов и банковских заемщиков, так как составят конкуренцию классическому коммерческому кредитованию.
Основными барьерами на сегодняшний день являются сложности с формированием вторичного рынка и действующие регуляторные ограничения. Первый вопрос мы уже частично затрагивали выше: для многих участников рынка имеет значение возможность обмена ЦФА, но на сегодняшний день механизм такого «коннекта» между различными площадкам до конца не сформирован, а оператор обмена всего один.
Что же до регуляторных ограничений, то действующее законодательство ограничивает вложения со стороны физлиц-неквалифицированных инвесторов суммой в 600 тыс. рублей, что также является препятствием для роста. Правда, в какой-то мере это уравновешивается тем, что квалифицированные инвесторы могут использовать более широкий набор ЦФА.
Опубликовано на сайте Центра развития предпринимательства Московской области