Найти тему

В ЧЕМ ГЛАВНОЕ ОТЛИЧИЕ СОВЕТСКОЙ ФАНТАСТИКИ ОТ ЗАПАДНОЙ?

Игорь Савин. Светлый мир победившего труда. Изображение взято из открытых источников
Игорь Савин. Светлый мир победившего труда. Изображение взято из открытых источников

За всеми спорами об отличиях советской фантастики от зарубежной, под которой чаще всего понимается - англо-американская, как-то забывается одна простая вещь. Советские фантасты, равно как и их зарубежные коллеги, не прилетели на Землю с Марса, а были плоть от плоти своего народа и образа жизни, который тот вел. Писатель всегда в своих книгах выражает надежды и чаяния общества, в котором он родился, вырос и творил. Конечно, сама по себе социальная среда не делает человека талантливым или бездарным и все книги на свете делятся только на хорошие и плохие, не зависимо от места и времени их написания, а вот содержание этих книг - от времени и места очень даже зависит.

Юрий Макаров. Иллюстрация к повести Александра Казанцева "Лунная дорога". Изображение взято из открытых источников
Юрий Макаров. Иллюстрация к повести Александра Казанцева "Лунная дорога". Изображение взято из открытых источников

Говорить о том, что возможно общество без идеологии, в наше время смешно. Просто идеология бывает явно выраженной и неявно. Коммунистическая идеология была открытой. Наша цель - коммунизм, то есть - бесклассовое общество, где от каждого человека по возможностям, а каждому - по потребностям. В социалистическом обществе во второй части формулы значится - "по труду". Так вот слово "труд" и есть то, что отличало советскую литературу и в частности - фантастику от ее зарубежных аналогов. Труд - это фундамент, на котором воздвигнуто задние коммунизма в произведениях советской фантастики от самых первых ее произведений, до последних.

Юрий Макаров. Иллюстрация к повести Аркадия и Бориса Стругацких "Полдень, XXII век". Изображение взято из открытых источников
Юрий Макаров. Иллюстрация к повести Аркадия и Бориса Стругацких "Полдень, XXII век". Изображение взято из открытых источников

Однако не труд сам по себе интересовал советских фантастов. В конце концов, люди, роботы, инопланетяне в произведениях их зарубежных коллег тоже иногда работали - особенно - роботы. Другой вопрос - цель труда! Герои зарубежной НФ чаще всего сосредоточенны на личном благополучии. Да, в книгах лучших западных писателей, таких как Клиффорд Саймак, например, самые продвинутые герои думают о судьбе человечества, ну или по крайней мере - науки, которой они занимаются. Установление дружеских контактов с представителями иных цивилизаций предполагает, прежде всего, извлечение взаимной выгоды. Ничего, как говорится, личного - только бизнес.

Гелий Кованов. Иллюстрация к рассказу Клиффорда Саймака "Денежное дерево". Изображение взято из открытых источников
Гелий Кованов. Иллюстрация к рассказу Клиффорда Саймака "Денежное дерево". Изображение взято из открытых источников

Герои книг советских фантастов бескорыстны. Чем занимается ваш институт, спрашивает в повести Аркадия и Бориса Стругацких "Понедельник начинается в субботу" Александр Привалов своих новых друзей из НИИЧАВО. Как и вся наука - счастьем человеческим, отвечают ему. Как бы ни менялось впоследствии мировоззрение Братьев Стругацких, человек труда, в основном умственного, был для них главным мерилом прогресса, который они считали процессом превращения жадной ленивой эгоистичной обезьяны в трудолюбивого бескорыстного дружелюбного мага, которому по плечу любые задачи.

Ю. Войшвилло, Юрий Кисилев. Иллюстрация к книге Павла Клушанцева "Станция "Луна". Изображение взято из открытых источников
Ю. Войшвилло, Юрий Кисилев. Иллюстрация к книге Павла Клушанцева "Станция "Луна". Изображение взято из открытых источников

Я не развешиваю ярлыки и не ставлю оценки. Как уже сказано выше, идеологические установки не влияют на литератно-художественный уровень произведения. Тем не менее, сейчас бытует мнение, что западная фантастика ближе к природе человека, а следовательно - она лучше. Людям убежденным в этом хочется задать вопрос: ежели западных фантастов всегда удовлетворял человек, такой какой он есть, почему же они так много писали о его трансформации в нечто иное - киборга, мутанта со сверхчеловеческими возможностями или, прости господи, в трансгендера?

Киборг "Терминатор". Изображение взято из открытых источников
Киборг "Терминатор". Изображение взято из открытых источников

Советские фантасты тоже мечтали о трансформации человека, вот только цели у них были другие. Человек, способный трансформировать себя, как например в романе Владимира Савченко "Открытие себя" - это не возможность разбогатеть или обрести власть над себе подобными, а шанс еще глубже проникнуть в тайны природы, в конечном счете, ради все той же цели - уменьшения страданий и увеличение счастья человеческого. Герои советских фантастических книг нередко жертвуют собой ради счастья будущих поколений - и это вовсе не было выдумкой. Примеров такого самопожертвования более чем достаточно в жизни.

Роберт Авотин. Иллюстрация к роману Владимир Савченко "Открытие себя". Изображение взято из открытых источников
Роберт Авотин. Иллюстрация к роману Владимир Савченко "Открытие себя". Изображение взято из открытых источников

Часто приходится слышать, что советский читатель просто вынужден был читать книги о правильных людях правильного коммунистического будущего, а не о западных авантюристах, которых кроме наживы, ничего не интересует. Безусловно большинство читателей любят приключения в чистом виде, не задумываясь о том, какие убеждения, внешние или внутренние идеологические установки движут авторами. Другой вопрос, что фантастика по природе своей должна способствовать интеллектуальному и духовному росту своих читателей и лучшие книги, независимо от страны происхождения, этому всегда способствовали.

Ученый или искатель сокровищ погиб на этой планете. Изображение взято из открытых источников
Ученый или искатель сокровищ погиб на этой планете. Изображение взято из открытых источников

Другое дело, не будь советской и шире - социалистической фантастики, мировая литература была бы беднее. Да и концепции будущего страдали бы однобокостью. Не даром западные фантасты и литературные критики с огромным уважением отзывались о творчестве своих коллег из противоположного политического лагеря. Сейчас мы остро ощущаем нехватку иного взгляда на возможности и стремления человечества, кроме угнездившегося представления о будущем, как мире бесконечного технологического угнетения, утраты всего человеческого и безальтернативного господства победившего зла.