За всеми спорами об отличиях советской фантастики от зарубежной, под которой чаще всего понимается - англо-американская, как-то забывается одна простая вещь. Советские фантасты, равно как и их зарубежные коллеги, не прилетели на Землю с Марса, а были плоть от плоти своего народа и образа жизни, который тот вел. Писатель всегда в своих книгах выражает надежды и чаяния общества, в котором он родился, вырос и творил. Конечно, сама по себе социальная среда не делает человека талантливым или бездарным и все книги на свете делятся только на хорошие и плохие, не зависимо от места и времени их написания, а вот содержание этих книг - от времени и места очень даже зависит.
Говорить о том, что возможно общество без идеологии, в наше время смешно. Просто идеология бывает явно выраженной и неявно. Коммунистическая идеология была открытой. Наша цель - коммунизм, то есть - бесклассовое общество, где от каждого человека по возможностям, а каждому - по потребностям. В социалистическом обществе во второй части формулы значится - "по труду". Так вот слово "труд" и есть то, что отличало советскую литературу и в частности - фантастику от ее зарубежных аналогов. Труд - это фундамент, на котором воздвигнуто задние коммунизма в произведениях советской фантастики от самых первых ее произведений, до последних.
Однако не труд сам по себе интересовал советских фантастов. В конце концов, люди, роботы, инопланетяне в произведениях их зарубежных коллег тоже иногда работали - особенно - роботы. Другой вопрос - цель труда! Герои зарубежной НФ чаще всего сосредоточенны на личном благополучии. Да, в книгах лучших западных писателей, таких как Клиффорд Саймак, например, самые продвинутые герои думают о судьбе человечества, ну или по крайней мере - науки, которой они занимаются. Установление дружеских контактов с представителями иных цивилизаций предполагает, прежде всего, извлечение взаимной выгоды. Ничего, как говорится, личного - только бизнес.
Герои книг советских фантастов бескорыстны. Чем занимается ваш институт, спрашивает в повести Аркадия и Бориса Стругацких "Понедельник начинается в субботу" Александр Привалов своих новых друзей из НИИЧАВО. Как и вся наука - счастьем человеческим, отвечают ему. Как бы ни менялось впоследствии мировоззрение Братьев Стругацких, человек труда, в основном умственного, был для них главным мерилом прогресса, который они считали процессом превращения жадной ленивой эгоистичной обезьяны в трудолюбивого бескорыстного дружелюбного мага, которому по плечу любые задачи.
Я не развешиваю ярлыки и не ставлю оценки. Как уже сказано выше, идеологические установки не влияют на литератно-художественный уровень произведения. Тем не менее, сейчас бытует мнение, что западная фантастика ближе к природе человека, а следовательно - она лучше. Людям убежденным в этом хочется задать вопрос: ежели западных фантастов всегда удовлетворял человек, такой какой он есть, почему же они так много писали о его трансформации в нечто иное - киборга, мутанта со сверхчеловеческими возможностями или, прости господи, в трансгендера?
Советские фантасты тоже мечтали о трансформации человека, вот только цели у них были другие. Человек, способный трансформировать себя, как например в романе Владимира Савченко "Открытие себя" - это не возможность разбогатеть или обрести власть над себе подобными, а шанс еще глубже проникнуть в тайны природы, в конечном счете, ради все той же цели - уменьшения страданий и увеличение счастья человеческого. Герои советских фантастических книг нередко жертвуют собой ради счастья будущих поколений - и это вовсе не было выдумкой. Примеров такого самопожертвования более чем достаточно в жизни.
Часто приходится слышать, что советский читатель просто вынужден был читать книги о правильных людях правильного коммунистического будущего, а не о западных авантюристах, которых кроме наживы, ничего не интересует. Безусловно большинство читателей любят приключения в чистом виде, не задумываясь о том, какие убеждения, внешние или внутренние идеологические установки движут авторами. Другой вопрос, что фантастика по природе своей должна способствовать интеллектуальному и духовному росту своих читателей и лучшие книги, независимо от страны происхождения, этому всегда способствовали.
Другое дело, не будь советской и шире - социалистической фантастики, мировая литература была бы беднее. Да и концепции будущего страдали бы однобокостью. Не даром западные фантасты и литературные критики с огромным уважением отзывались о творчестве своих коллег из противоположного политического лагеря. Сейчас мы остро ощущаем нехватку иного взгляда на возможности и стремления человечества, кроме угнездившегося представления о будущем, как мире бесконечного технологического угнетения, утраты всего человеческого и безальтернативного господства победившего зла.