По возвращению из командировки, Виктор так и не решился предложить Аде выйти за него замуж. Пока ездил в Горький его всю дорогу грызли сомнения: “А стоит ли жениться, ну нравится девочка, потому что ни как все, есть в ней что-то особенное. Даже стало казаться что полюбил, но и в этом сомневался, — поэтому решил для себя пока не торопиться, приглядеться к ней получше, а уж потом думать что делать дальше, — жениться всегда успею, поторопишься, потом будешь всю оставшуюся жизнь маяться”. Он уже перестал скрывать что встречается с Адой, провожал из клуба, иногда заходил в гости. Всё это страшно не нравилось Раисе, и она однажды спросила Максима.
— Ты знаешь что Адка с Орловым встречается?
— Знаю.
— Так почему бездействуешь?
— А что я должен по твоему делать, на дуэль Виктора вызвать? Она выбрала его, как говорится насильно мил не будешь.
— Странно, я думала Ада тебе нравилась.
— Она и сейчас мне нравится.
— Так чего тогда так легко от неё отказываешься?
— Я не отказываюсь, ещё раз тебе говорю, она выбрала другого, значит я ей безразличен. Поэтому унижать себя и её разборками и драками не буду. Если ей с Орловым хорошо, значит пускай будет счастлива.
— Странный вы народ мужики, ради собственного счастья даже пошевелиться не хотите, — фыркнула Раиса и смерив Максима презрительным взглядом, ушла домой.
Декабрь подходил к концу, а значит и первое учебное полугодие. Отгремела школьная ёлка, начались зимние каникулы. Ада на неделю поехала домой. Розалия Львовна встретив внучку, не узнала её.
— Адачка, а ты изменилась, повзрослела что ли, серьёзная такая стала. Ну как живётся тебе в деревне, рассказывай.
— Бабушка, о чём рассказывать, я ведь тебе в каждом письме всё подробно описывала.
— Письма это совсем другое, я хочу в живую всё услышать.
Пришлось Аде подробно пересказывать всю свою жизнь за эти пять месяцев. Только о своих отношениях с Виктором она решила ничего пока не говорить.
— Ой, а я так удивилась когда посылку от тебя получила. И мёд очень вкусный, и варенье и сало, и яблоки. А грибы ты действительно сама сушила?
— Да бабушка, сама. Я теперь много чего сама делать умею, и печку топить и воду от колонки таскать. А ещё пироги печь научилась. Завтра угощу тебя пирогом собственного приготовления.
— Я, тем что ты мне прислала, с соседкой нашей с Полиной Григорьевной поделилась. Она так удивлена была, всё никак не могла поверить что все вкусности от тебя.
Неделя пролетела незаметно, они даже наговориться всласть не успели, как нужно было возвращаться. На этот раз Ада ни от чего отказываться не стала. А бабушка собрала ей в дорогу аж три баула каждый нагрузив необходимыми вещами.
— Как ты всё это потащишь, ума не приложу, — сокрушалась Розалия.
— Ничего, довезу, — успокаивала её Ада, — до вокзала на такси, там грузчика найму. А в Курске меня Раиса с Владимиром встретят, я ей телеграмму вчера отправила.
— А вдруг не встретят, — беспокоилась бабушка.
— Встретят, Рая очень обязательный человек, на неё можно надеяться.
— Я так рада, что у тебя есть там такие подруги. Знаешь я первое время места себе не находила, всё думала как ты там. Может обижают тебя, люди вокруг незнакомые. А теперь душа у меня успокоилась, да и осталось совсем немного, в июле ты уже домой вернёшься. И станем мы жить с тобой как прежде, вдвоём. Ты учиться будешь, а я помогать тебе в этом.
— Да бабулечка, совсем немного осталось, — произнесла Ада, в её голосе были слышны нотки грусти.
— Адачка, ты никак расстроилась от того что придётся уезжать из этого твоего Верхотурья, — удивилась Розалия.
— Нет бабушка, тебе просто показалось, — поспешила отговориться внучка.
И вот уже Ада со своими вещами стояла на перроне курского вокзала, а навстречу ей бежала Раиса.
— Адка, я по тебе соскучиться успела за эту неделю, — она обняла подругу и закружила по перрону, — новостей целый ворох. Володь, ну где ты там замешкался, — крикнула она Смирнову, — бери вещи, пошли. Я тебе всё по дороге расскажу. Они вышли на привокзальную площадь, а потом свернули в переулок, где Владимир припарковал колхозный ЗИЛ. Пристроив вещи в кузове, сами разместились в кабине и тронулись в обратный путь.
— Ну, какие у тебя новости? — с нетерпением спросила Ада.
— Сейчас, всё по порядку расскажу, — пообещала Раиса, — во-первых, у нас в школе новый учитель.
— Правда, и кто он? — переспросила Ада.
— Бывший военный, зовут Геннадий Петрович, преподавать будет НВП. Приехал не один, с ним двое сыновей, близнецы. Ко мне во второй класс ходить будут, такие занятные, абсолютно одинаковые, даже не знаю как различать их буду, зовут Мишка и Гришка.
— Так он семейный?
— Не совсем, с женой в разводе, бросила она его с детьми и с любовником куда-то на север завербовалась. Председателю колхоза пришлось ему дом, что для нового зоотехника берёг, отдать. В такой домишко как у тебя с Антониной его с детьми ведь не поселишь, ну да ничего, зоотехнику новый построят.
— А ещё какие новости?
— Максим Татарников девушку себе завёл, — Раиса многозначительно посмотрела на Аду.
— И кто она такая?
— Внучка стариков Погодиных, бухгалтером в конторе у нас работать будет, приехала сразу после Нового года.
— Я рада за Максима.
— И это всё?
— А что ещё ты хотела услышать?
— Послушай, тебе нисколечко не обидно?
— Нет. На что я должна обижаться?
— Ну он же за тобой ухаживал, а теперь вот к другой переметнулся. Я бы на твоём месте обиделась.
— Мы с Максимом просто друзья, и обижаться мне на него не за что. Если нашёл девушку которая ему понравилась, пусть будет у него всё хорошо.
Раиса на такой ответ только пожала плечами.
— А, ещё чуть не забыла, Стаса Пряхина в милицию забрали.
— За что?
— Я же говорила он в райцентре с компанией связался. Они людей грабили, деньги отбирали, вещи ценные. Прикрыли их, теперь суда дожидается.
Раиса минуту помолчала, а потом выпалила.
— Ну и ещё одна новость есть.
— Какая?
— Витька Орлов в больнице.
— Как в больнице? — Ада посмотрела на подругу с испугом.
— Успокойся, ничего страшного, воспаление лёгких схлопотал.
— Не томи, рассказывай что произошло, — попросила Ада.
— Мальчишка, Славки Титова, с горы на санках катался и в прорубь на Маковом озере провалился. Витька за ним бросился, мальчика из воды вытащил, и на берег вытолкнул, а сам чуть не утоп. Мужики вовремя подъявились, помогли выбраться. Простыл он пока из ледяной воды вылезал. Теперь можно сказать он герой местного значения, — Раиса усмехнулась, но Ада не заметила этого.
— А я всегда знала что ты зря про него плохо говорила, он не такой, он хороший, нужно завтра обязательно его навестить в больнице. Ты поедешь со мной?
— Поеду, куда же от тебя деться, — вздохнула Рая.