Найти тему

Разбор жизненного сценария

Судьбоносный сценарий – это бессознательный план жизни, который формируется в детстве до 5-6 лет. Затем закрепляется в подростковом возрасте, и, словно пьеса, «проигрывается» в течение последующей жизни.

Меняются актеры и декорации, однако сценарий остается прежний. Чтобы было понятнее, продолжу на примере.

Знакомьтесь Лиза, 34 года, замужем, работает дизайнером.

В дошкольном возрасте Лиза большую часть времени находилась с мамой. От родительницы веяло «холодом». Лиза чувствовала нехватку любви и тепла. Единственным способом обратить на себя материнское внимание было сделать что-то не так. Тогда мама чуточку «оживала» и начинала громко ругаться. В остальное время мать уходила глубоко в себя и дочь не замечала.

[Ребенок не может выжить без родителя. Он зависит от взрослых, поэтому инстинктивно стремится привлечь их внимание. Если не получается поймать любовь, то будет провоцировать на гнев. Это лучше, чем игнорирование.

В детском возрасте мама, это не просто мама, это как минимум пол мира в наиболее значимой его части. Если мама не может видеть ребенка, то ребенок чувствует словно «его нет».

Быть невидимым и верить в себя сложно, поэтому «невидимые дети» часто имеют проблемы с самооценкой.]

Так, при первой постановке «пьесы» Лиза крепко усвоила, что миру она не интересна, и внимание можно получить только облажавшись.

Затем Лиза подросла и бессознательно стала пытаться поставить свою «пьесу» с другими «актерами». В качестве декораций «выбрана» школа, роль мира (мамы) «предложена» первой учительнице – Людмиле Ивановне.

[В психологии механизм, когда роль из внутренней «пьесы» условно «предлагается» другому человеку называется проекцией. А механизм принятия роли – называется интроекцией. Вместе их принято называть «проективная идентификация».

Эти феномены относятся к психологическим защитам, которые я подробно объясняю на 1 ступени курса «Терапия внутреннего ребенка».]

Школа была переполнена, в классе училось 33 человека. Людмила Ивановна взяла последний набор перед уходом на пенсию. За всю жизнь работы в образовательной системе она крепко устала и не особо сдерживала свое раздражение на детей. Поэтому девочка, которая словно специально допускала ошибки в самых простых местах и будто ждала, что ее наругают, оказалась очень кстати.

Так Лиза вскоре превратилась в «козла отпущения» и выше троек по учебе не забиралась. В школе одноклассники дразнили «тупицей», учительница ругала за ошибки, дома мама - за глупость и лень. Самооценка «выше плинтуса» больше не поднималась.

[Однако, подсознательно для Лизы весь этот ужас был проявлением внимания в ее сторону. Другого способа знать ей не приходилось.]

Петля жизненного сценария затянулась - Лиза окончательно закрепилась в своем сценарии «Мир на меня обращает внимание, только когда я неудачница».

В старших классах и техникуме Лиза «успешно» повторила свою «пьесу» с основными предметниками.

На работе снова поменялся контекст, однако «пьеса» игралась все также точно. Роль мира (мамы) теперь досталась начальнице. Лиза ошибалась так много, что словно напрашивалась то на выговор, то на увольнение. В ответ получала привычный «бонус» – гневное внимание руководительницы.

На фоне провалов в работе самооценка грохнулась еще сильнее.

В личной жизни неуверенная в себе Лиза, высоких притязаний также не имела. Считала за счастье любое внимание со стороны парней. Замуж вышла не раздумывая, за «первого», кто позвал. Первым встречным оказался Ваня.

Иван был из простых деревенских парней. Приехал в город поступать учиться, но экзамены провалил. Устроился работать грузчиком. Платили мало - денег не хватало то на еду, то на аренду комнаты. От знакомых случайно узнал, что Лиза-москвичка, живет в квартире, которая ей досталась от бабушки. Решил к девушке присмотреться - вроде ничего. Через две недели напросился к ней жить, но Лизина мама такого сожительства не поддержала. Поэтому, чтобы «не вылететь», Ваня предложил расписаться.

Однако, никаких чувств к Лизе он не испытывал, и очень скоро она начала его раздражать. Ему казалась, что она словно сама нарывается на скандал.

Лизе же чувствовала, что Ваня ее замечает только, когда кричит и злится. Ваня стал новым актером Лизиной «пьесы». Поэтому, как бы она не старалась быть «хорошей женой», у нее не выходило. То горели котлеты, то пол был не домыт, то вещи разбросаны. Ваню это дико бесило. Сдерживать он своих чувств не привык, сначала стал покрикивать, потом и руки в ход пошли…

После очередного такого побоя, Лиза ревела, закрывшись в ванной, и ощущала себя полной неудачницей. Она чувствовала себя ненужной, нелепой и глупой. Жизнь стремительно катилась под откос.

Так Лизин детский жизненный сценарий раскрутился и «зациклился», каждая следующая постановка закрепляла единственную возможную модель поведения «привлекать внимание мира (мамы) через ошибки». Каждая новая ситуация подтверждала и без того низкую самооценку.

Так судьбоносный сценарий, как бессознательный план жизни, формируется в детстве и хранится в глубоко подсознании в структуре внутреннего ребенка.

Для того, чтобы изменить свой жизненный сценарий, необходимо мысленно вернуться в детство и поменять внутреннее решение. Например, в случае Лизы детское решение звучит примерно так «Мама на меня обращает внимание, только когда я делаю ошибки (я неудачница). Чтобы получать внимание, мне надо быть неудачницей. Я плохая (неудачница), поэтому мама меня не любит».

Однако, внутреннее решение поменять не так просто. Оно держится на нескольких «крючках», один из которых – детский опыт. К сожалению, люди привыкли видеть только то, что знают. Например, Лиза не знает других способов получать внимание, кроме как через ошибки, и в реальной жизни ей будет сложно заметить людей, которые могут «просто любить».

Новый опыт можно смоделировать через работу с образом внутреннего ребенка. Для этого необходимо представить себя маленьким, посмотреть на своего внутреннего ребенка с теплом и сказать слова поддержки.

__________

© Александра Буряева (Северюхина)

Telegram-канал - https://t.me/buryaeva

Разбор жизненного сценария
Разбор жизненного сценария