Немецкий священник-иезуит Фридрих Шпее прожил всего 48 лет (это была первая половина XVII века), но имя свое в историю вписал очень прочно. Притом с самой хорошей стороны. Это был, несомненно, умный и добрый человек, истинный гуманист и христианин. И не боялся идти против течения, был смел. Став иезуитом, Шпее начал вести активную исследовательскую и преподавательскую деятельность в разных городах Германии, в 1624 году стал профессором в университете Падерборна. Однажды на него было совершено покушение. К счастью, Шпее выжил и продолжал свою деятельность.
В марте 1635 года он находился в Трире, который оказался в осаде. Шпее помогал пострадавшим, работал в госпитале, где заразился чумой и умер.
Но известность он получил не только за эти свои хорошие дела, но, главным образом, благодаря написанной им книге, которая оказала большое влияние на мировоззрение европейцев. Вот она на фото — «Cautio Criminalis», переводится с латинского как «Предостережение обвинителей». Она вышла в 1631 году анонимно. Напомню, что это был период активных процессов против ведьм, и несчастных обвиненных сжигали на кострах повсеместно в Европе. Шпее исповедовал некоторых из них и понял, что они на самом деле невиновны.
В своей книге он обратил внимание на многочисленные нарушения в ходе судебных процессов по обвинению в колдовстве и требовал изменения законодательства о ведьмах, а также ответственности судей за возможный ущерб. Шпее писал, что обвиненные ведьмы должны иметь адвокатов, что применение пыток во время допросов приводит к самооговорам, потому что люди просто хотят прекратить муки и признаются в чем угодно.
Тем более абсурдно осуждать ведьм, которые не признались даже под пытками. Также не стоит доверия выдача истязаемыми «соучастников», ибо от боли человек укажет на кого угодно. Эти «соучастники» потом опять-таки под пытками называют еще «сообщников», в результате получается, что любой человек может быть обвинен только потому, что его имя назвал истязаемый.
Книга эта в свое время стала голосом разума на общем безумном фоне и действительно привела к отказу от сожжения ведьм в ряде мест и к постепенному отказу от подобных процессов везде. Очень велик был моральный эффект книги.
С тех пор прошло 400 лет...