Найти тему

Русские художники. Поленов

Общий план
Общий план
Поленов в нижнем левом углу, прикрыл рот рукой, спрятавшись за Грабаря
Поленов в нижнем левом углу, прикрыл рот рукой, спрятавшись за Грабаря

Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927). На самом деле, в отличии от разных Врубелей и прочих Рерихов, которые имели потрясающую харизму и, выражаясь слегка гинекологически, энергетику, Поленов просто был крутым разносторонним мужиком - отлично рисовал пейзажи, сильно увлекался евангельскими сюжетами, любил музыку, писал романсы и другие произведения, а за то, что не только был увлечён своей персоной, а очень много сделал для народного образования, построил две школы, делал диорамы для крестьянских деток, и одним из первых, кстати, стал Народным художником России, потому что большевики знали толк в людях, да, вот такой я мамин социалист.

Воскрешение дочери Иаира. 1871
Воскрешение дочери Иаира. 1871

На самом деле в 1871 году эта картина участвовала вместе с Репинской такой же в конкурсе на золотую медаль, и Академия не смогла решить, кто круче - и выдала медали обеим. Так что Поленов это огого, без шуток. Что можно сказать - классичекий новозаветный сюжет об одном из чудес, сотворённых Иисусом. Тут я, честно говоря, немножко теряюсь - с одной стороны, логично было бы не творить никаких чудес, потому что с чудесами любой додик поверит, а ты попробуй без чудес поверить, да так, чтобы самому за эту веру на крест?

С другой стороны довольно странно критиковать поступки Иисуса, типа ну, вроде бы все сходятся во мнении, что он кое-что таки понимал. В общем, здесь, наверное, как и много где нет смысла подходить с логикой, надо отсыпать логику обратно и подходить с верой.

Московский дворик. 1878
Московский дворик. 1878

На мой взгляд, здесь Поленов показывает себя как невероятный мастер городского и сельского пейзажа одновременно. Я редко смотрю на картину такими глазами, чтобы мне прямо туда захотелось, а здесь вот захотелось, и всё. И недаром за неё Поленов и получил все плюшки, что положено, и даже больше.

Рыбацкая лодка. Этрета, Нормандия. 1874
Рыбацкая лодка. Этрета, Нормандия. 1874

Конечно, мне было бы приятнее, если бы это была наша родненькая Териберка, но когда русский художник рисует лучше хранцузов их родные пределы, мне тоже очень приятно.

Поленов отправился в те места на пленэры, чтобы подтянуть технику, и, надо сказать, сильно продвинулся. Я когда-то смеха ради писал работу по скагенским художникам, были такие скандинавские живописцы, так вот эта работа написана прямо в их лучших традициях, и очень хороша.

Бабушкин сад. 1878
Бабушкин сад. 1878

Ну тут что можно сказать - нормальное такое у бабули поместье, она, видимо, неплохо играла в преферанс в юности, или оторвала симпатичного лейтенантика, который стал генералом, не погибнув в Крымской войне.

Заросший пруд. 1879
Заросший пруд. 1879

Опять же - невероятно точное и проникновенное изображение природы, но тут следует добавить, что пруд-то рисовать легко, он никуда не убегает - пацанов с удочками прогнал и рисуй себе спокойно весь день.

Парфенон. Храм Афины Парфенос. 1882
Парфенон. Храм Афины Парфенос. 1882

Это из серии греческих этюдов. Здесь мне нравится гамма - обычно эти величественные руины изображают яркими, желтыми, освещенные солнцем и будто освященными историей - здесь же они стоят ненастными, будто после апокалипсиса. Не хватает бродящих зомби и летающих газет.

Василий Поленов. Христос и грешница («Кто из вас без греха?»). 1887
Василий Поленов. Христос и грешница («Кто из вас без греха?»). 1887

Я глядел на неё в Русском музее нашем, и больше всего мне нравится композиционная сложность геометрии взглядов - её очень непросто продумать. Я вот, например, ни разу, кажется, таких сложны геометрических схем в стиле «мексиканская дуэль» не строил, а надо бы заняться, честно говоря. Чтобы такую схему построить, нужен очень большой объем пространства, нужна прямо лютая глубина холста, чего Поленов тут добился блестяще. Это полотно вглубь за счет геометрии взглядов гораздо глубже, чем вширь.

Офигеть я искусствовед, конечно.

Ранний снег. 1891
Ранний снег. 1891

Действительно, снег, и, судя по листве, действительно ранний.

Тонко, тонко чувствует Поленов. Хочется там грустно гулять и глубоко думать о всяком.

Одалиска. 1875
Одалиска. 1875

Здесь мы видим молодую, судя по щекам, девчонку, которая, видно, забила себе бананово-кокосовый на кумысе и задумалась о своей судьбинушке.

Кстати, если чутоньку копнуть поглубже и зачерпнуть, то обнаруживается такое: вообще исторически одалиска это невольница, служанка в гареме. У нас же из-за неправильного перевода турецкого слова в конце 19 и начале 20 века полагали, что одалиска это одна из наложниц, то есть официальная обитательница гарема. Возможно, это заблуждение настигло и Поленова, иначе не особо понятно, почему служанка вместо того чтобы шурудить туда-суда электровеником или мазать прыщи клерасилом молодым женам спокойно себе сидит с кальяном, да ещё в дорогих браслетах и ожерельях, и прочих шапочках с медальками.

На лодке. Абрамцево. 1880
На лодке. Абрамцево. 1880

Мне нравятся цвета (достаточно идиотское замечание, но я могу себе его позволить), контрастирующая тёмная зелень и одежда, и как весло, светлое у рук мальчика, становится почти цвета окружающей тёмной зелени у самой лопасти.

Мальчик, видимо, фрондёрства ради, надел моряцкий костюмчик, хотя по воде очевидно, что пруд хорошо если сто метров в поперечнике.

Вот такой Поленов - почему-то я его не знал вовсе. Хорошо, что узнал; призываю распространить этого отличного художника во все русские головы - нам такое наследие следует сохранять и множить.