Креационизм поддерживает идею о том, что все биологические структуры были созданы разумным существом. Однако, одна из главных трудностей данного подхода — поиск того самого первого разумного существа, первоисточника разума. Доказать данную теорию крайне трудно, так как существуют сложные биологические структуры, которые возникают в результате физического процесса, абсолютно непреднамеренно.
В рамках цикла лекций «Введение в психологию», подробная информация и оригиналы текста доступны по ссылке.
Этот процесс — естественный отбор, благодаря которому происходит выживание, размножение, адаптация к иным условиям, передача навыков из поколения в поколение. Чарльз Дарвин в своей теории утверждал, что именно естественный отбор объясняет разнообразие и сложность биологических структур на Земле, тем самым подчеркивая, что когнитивные механизмы эволюционировали с целью выживания, а не угождения Богу.
Но как же посмотреть на психологию через призму эволюционной теории? При применении этого подхода важно понимать два ошибочных представления. Первое представление заключается в том, что эволюционная теория предполагает, будто всё поведение исключительно направлено на распространение своих генов. Однако, это все из-за путаницы между конечной причинностью и причинно-следственной связью. Конечная причинность относится к тому, почему определенное поведение существует впервые, по результатам миллионов лет эволюции. Непосредственная причинно-следственная связь, напротив, объясняет причину совершения определенных действий разными существами. Например, таракан делают всевозможные действия ради выживания и размножения, при этом не думая о самих генах.
Второе неправильное представление связано с определением адаптации. Многие споры возникают относительно того, что считать адаптацией, а что нет. Есть некоторые явные примеры адаптации, такие как страх перед змеями — те предки, которые испытывали страх, имели больше шансов выжить и передать свои гены следующим поколениям. Однако наше удовольствие от шоколадных батончиков не является адаптацией, так как конфеты появились относительно недавно, и эволюция не могла предвидеть этого.
Существуют более сложные ситуации, в которых нет точного ответа. Например, обладает ли музыка адаптивным преимуществом? Или является ли сексуальное насилие со стороны мужчин биологической адаптацией или случайностью? Многие полагают, что мозг и разум не имеют ничего общего. Разум не подчиняется тем же физическим законам, что и остальной мир, а значит не может эволюционировать. Папа Римский поддерживал эту мысль. Иоанн Павел II много лет назад сделал заявление, что Дарвиновская теория является подлинной научной теорией, ведь его взгляд на эволюцию не мотивирован враждебностью. Если она окажется верной, то никаких противоречий с Церковной истинной о человеке не будет. Однако, он допускал эволюцию тела, но не разума.
Тот факт, что мы обладаем разумом, не означает, что он выходит за пределы физических законов. На самом деле, разум рассматривается как свойство нервной системы, которая функционирует в соответствии с физическими и биологическими законами. Эволюционная психология предлагает понимать разум и его проявления, такие как инстинкты и запрограммированные аспекты человеческой натуры, через призму адаптации и выживания в условиях естественного отбора. Кроме того, эволюционная психология не отрицает роль культуры и обучения в формировании человеческого разума и поведения. Она признает, что культура и социальная среда играют важную роль во взаимодействии с биологическими механизмами.
Существуют способы, с помощью которых знания эволюции помогают описать концепт разума. Например, существует биологическая адаптация к разговору, выбору партнера, уходу за детьми. При этом нельзя сказать, что есть часть мозга, отвечающая за игру в шахматы, потому что, с эволюционной точки зрения, такая часть мозга не могла развиться, так как эта игра — новшество. Таким образом, эволюция подсказывает какие явления могут быть врожденным, а какие нет.
Есть еще один наглядный пример, связанный с подростками. Родителей часто посещают всевозможные опасения по поводу своих детей, и чаще всего они связаны с сексом. Существует множество курсов, пособий и блогов на тему: «Как обезопасить подростка от незащищённого секса?», при этом в мире нет руководств по воспитанию детей, в которых говорилось бы: «Как вы удерживаете своих детей от секса друг с другом?». Ведь обычно в этом нет необходимости, потому что на интуитивном уровне в людях заложено отвращение к подобным вопросам.
Далее следует обсудить фрейминг и его эффекты, потому что их влияние на принятие решений является одной из ключевых областей исследований в рамках эволюционной психологии. Одним из классических исследований фрейминга является работа Даниэля Канемана и Амоса Тверски, в которой они провели эксперимент с исцелением вымышленной болезнью.
В исследовании были представлены две программы. Программа A предложила следующее условие: «Если Вы будете следовать этой программе, двести человек будут спасены». Программа Б представила следующий вариант: «Есть одна треть вероятности, что все будут спасены, и две трети вероятности, что никто не будет спасен». Интересно, что большинство людей выбрали программу A. Однако, если перевести фокус со спасенных людей на людей, которые умрут, и изменить акцент на вероятности, что никто не будет спасен или все умрут, то принятие решений может сильно измениться. Это явление объясняется эффектом фрейминга, который заключается в том, что различная формулировка одного и того же выбора может вызывать различные реакции у людей. Люди часто принимают решения на основе впечатлений и эмоций, а не осознанного анализа фактов.
Еще одним интересным эффектом, связанным с фреймингом, является «эффект пожертвования». В эксперименте предлагается плитка шоколада, и людям задается два разных вопроса: сколько они готовы заплатить за покупку плитки или сколько они хотят получить за продажу этой плитки. Интересно, что люди обычно называют высокую цену при продаже и более низкую цену при покупке. Это объясняется тем, что, когда мы уже владеем товаром, его ценность для нас возрастает.
Третий эффект, связанный с фреймингом, называется «предубеждение доступности». Проще говоря, это явление, при котором люди оценивают частоту событий их доступностью в памяти. Например, в эксперименте Д. Канемана и А. Тверски, людям задавали вопрос о количестве английских слов, оканчивающихся на "ng" и "ing". Большинство людей называли большее количество слов, оканчивающихся на "ing", хотя в действительности слова, оканчивающиеся на "ng", включали и те, которые также оканчиваются на "ing". Это явление объясняется тем, что слова, оканчивающиеся на "ing", легче и быстрее вспоминаются.
Понимание этих эффектов помогает нам осознавать, как мы принимаем решения и как мы можем оказать под влияниями внешних факторов.
Перевод подготовлен в рамках совместного проекта с Университетом науки и технологий МИСИС.
Переводчик: Екатерина Поддубная
Редактор: Иракли Ментешашвили
Руководитель проекта: Евгения Горн