Найти в Дзене
Океан Между Нот

Как Шнитке обманул музыковедов

Считать популярную музыку порождением зла - прерогатива разных ортодоксальных религиозных течений. Адекватный человек, по идее, не должен увязывать морально-этические качества индивидуума с его плейлистом.

Четыре года назад в публикации о "злом" музыкальном символизме я приводил цитату Альфреда Шнитке:

... зло должно привлекать. Оно должно быть приятным, соблазнительным, принимать облик чего-то легко вползающего в душу, комфортабельного, приятного, во всяком случае - увлекающего.
Шлягер - хорошая маска для всякой чертовщины, способ влезть в душу. Поэтому я не вижу другого способа выражения зла в музыке, чем шлягерность.

И теперь поди разберись, где просто красивая попсовая песенка, а где за ней притаилось исчадие ада. Композиторы такие фантазёры.

Можно подумать, в классической музыке нет "приятных" и "соблазнительных" сочинений, "вползающих в душу". Иначе, как объяснить искренний восторг любителей симфоний и опер?

Позиция Шнитке относительно включения "лёгких" жанров в академическую классику нашла поддержку у слушателей.

Аmague - танцевальное па в танго, когда кавалер манит даму за собой, но сам следует в другую сторону.

Стилизованное танго, звучащее в пятой части Concerto Grosso № 1, большинство исследователей трактует "как иллюстрацию пошлости и вульгарности, осуждаемой и презираемой композитором".

Слово для разъяснения предоставляется музыковедам Евгении Чигарёвой и Валентине Холоповой:

Во втором эпизоде Рондо звучит обольстительное танго, создающее эффект стилистического шока. Так заявляет о себе в полный голос сфера банального, которая угрожает самому существованию высокого, духовного.

и ещё

... на публику ... вдруг обрушилось что-то развязно-неприличное, заставившее чуть ли не заткнуть уши. Зазвучало типичное ресторанное танго, со всеми пошлыми оборотами в мелодии и типичными синкопами в аккомпанементе.

Музыка танго ранее использовалась композитором в саундтреке к фильму "Агония" Элема Климова в эпизоде домогательства Григория Распутина к чужой жене и последовавшего за ним скандальной потасовки.

Для академического концертного зала - продолжает Холопова, - шнитковское танго тоже скандал, посягательство на хороший вкус.

Но это если знать предысторию и держать в памяти видеоряд из фильма. Вне контекста и не подумаешь, что чувственно-элегантная мелодия танго символизирует вульгарное мещанство и обывательскую пошлость.

И почему именно танго? В годы создания Concerto Grosso в качестве образца "массового жанра" можно было взять блюз, джаз, диско или, прости Господи, рок-н-ролл.

Скрипач Гидон Кремер, первый исполнитель Концерта, не столь категоричен:

Вероятно, есть в самом танго нечто такое, из-за чего эта музыка всегда была популярна и в России. Сколько знаменитых танго обладают качествами, равными разве что народным песням.

Разве "народная" музыка угрожает существованию высокого и духовного? Например, в финале Четвёртой симфонии Чайковского неоднократно звучит мотив русской песни "Во поле берёзка стояла". Может и здесь стоит поискать столкновение "высокого" и "низкого"?

Сам Шнитке иронично характеризует рассматриваемый фрагмент как "любимое танго моей бабушки, которое играет её прабабушка на клавесине", тем самым разрушая все музыковедческие конструкции до основания - одни руины.

Доктор философии Игорь Кондаков копает глубже:

В этих авторских квазивоспоминаниях о шести поколениях немцев, переселившихся в Россию, нет ни тени раздражения или насмешки над пошлостью или вульгарностью этой музыки, как бы пронесённой через два века.

Получается, кто-то кого-то вводит в заблуждение.

фото с сайта classicalmusicnews.ru
фото с сайта classicalmusicnews.ru

Кроме "Агонии" и Concerto Grosso музыку танго можно услышать в абсурдистской опере "Жизнь с идиотом". По ходу, Шнитке было без разницы, где прозвучит его сочинение: в кино, в концертном зале или в театре.

Композитор написал красивую мелодию, а музыковеды принялись объяснять её смысл и место в "духовной" жизни человека, забывая, что порой музыка - это ... просто музыка. По словам Холоповой:

... когда шок первого впечатления прошёл, чувственное танго начало уже нравиться, и в дальнейшем публика всегда ожидала этого момента. "Серьезная" музыка пусть неохотно, но впустила в свои пределы музыку "несерьезную".

Выходит, слушатель тянется к пошлому и вульгарному? А как же тогда многочисленные вальсы, лендлеры, польки, мазурки и прочие галопы, прочно обосновавшиеся в классике? Где грань, отделяющая "серьёзность" от "несерьёзности"?

Сдаётся мне, по этому вопросу у двух музыковедов будет три мнения.

Между тем, Альфред Гарриевич также высказался на этот счёт:

... задача моей жизни – это преодоление разрыва между “E” и “U” [”E” (Ernst) – серьезная музыка, “U” (Unterhaltung) – развлекательная музыка], даже если я при этом сломаю себе шею. Мне мерещится утопия единого стиля, где фрагменты “E” и “U” представляются не шуточными вкраплениями, а элементами многообразной музыкальной реальности; элементы, которые в своём выражении реальны, хотя ими можно и манипулировать - будь то джаз, поп, рок или серия.

Профессиональный композитор умеет сочинять в абсолютно любом жанре, и творчество Шнитке тому яркое подтверждение:

А ссылку на полный КАТАЛОГ канала вы найдёте в шапке профиля.

По традиции несмешной тест на экзамене в музыкальном училище:

У Иоганна Себастьяна Баха было двадцать детей. Большую часть жизни он провёл ... закончите предложение одним из вариантов:
а) в Германии,
б) в постели,
в) в долгах.