Автор Николай Хмыров
Статья приводится, как пример для книги “Визуальная упаковка смыслов” В книге рассказывается с использованием каких приёмов и алгоритмов были разработаны иллюстрации к этой статье
Я верю в то, что способность мыслить, точно воспринимать реальность и принимать взвешенные решения — ключевой жизненный навык вне зависимости от того, чем мы в жизни занимаемся. Но мыслить ясно удается не часто. Основная причина плохого мышления не в том, что люди не владеют логикой или не способны к критическому мышлению, а в том, что им очень трудно использовать свой разум в полной мере. Слишком много помех у разума: негативные эмоции, впечатлительность, океан информации, море гаджетов, постоянное общение, потоки дезинформации.
В конце концов “думать” — это тяжелая работа, а человек ленив и стремится избегать излишнего напряжения, и поэтому часто вполне удовлетворяется продуктами чужого ума или безумия вместо того, чтобы мыслить и осмыслять действительность самому. Очень хорошо здесь подходят слова философа Мераба Мамардашвили, практически нашего современника: “…жизнь — есть усилие во времени. То есть нужно совершать усилие, чтобы оставаться живым.”
Мышление — жизнь. Именно мышление позволяет человеку бывать там, где он никогда не был, создавать новое, находить решения, которые нигде не описаны. Но чтобы мыслить, ум должен быть не только ясным, но и стойким. Да, «стойкий» — так про ум не говорят, так говорят про характер или поведение человека. Проявить стойкость означает примерно то же, что и проявить характер, силу волю, целеустремленность.
Человек проявляет стойкость, когда не поддается соблазнам, не уступает давлению, идет до конца.
Но ум — это не только, и не столько про интеллект. Ум — это про всего человека, про то, как он организовывает свою жизнь в целом. Не важно какой у тебя коэффициент интеллекта, важно — путевый ты или нет. И я верю в то, что усиливать свою путевость — нравственная обязанность каждого взрослого человека.
Оттачивать навыки ясного мышления и повышать устойчивость к помехам разума — такая же необходимость, как чистить зубы и делать зарядку каждый день.
Я приглашаю вас на программу “Стоикий ум”, своего рода путешествие ума, наполненное разноплановыми, но регулярными тренировками. Путешествие для тех, кто готов приложить усилия, кто готов идти сам.
В течение 22 дней участники программы пройдут 4 практикума по 2 часа и выполнят 36 заданий мыслительного марафона в перерывах между этими встречами. Одна половина этих заданий будет посвящена прикладной логике, а другая — отработке практик устойчивости ума.
Программа нацелена на то, чтобы:
• искать ответы на вопрос о том, как в мире постоянных отвлечений сконцентрировать свой ум на важном
• тренироваться останавливать поспешные суждения и предрассудки
• использовать метод 3-х гипотез как инструмент вероятностного мышления
• говорить о том, что в отдельности каждому из участников мешает ясно мыслить
• прибегать к пресуппозициям как принципу обоснованной интерпретации
• ну и, конечно, вести аргументированные и цивилизованные дискуссии.
Почему “стоИкий”, а не “стоЙкий” ум? Это отражает мое уважение и мое вдохновение принципами стоицизма. Именно античные стоики еще более, чем 2000 лет назад ввели термин “Логика”, а также сформулировали принцип “внутренней цитадели” — такого состояния ума, когда его невозможно “раздергать”, сбить с самого важного.
Это состояние а-патии, т.е. свободы от страстей. Нельзя ясно мыслить, если не заниматься и своими эмоциями. Современный человек, как правило, раздерган, разрываем на куски и стороны. Столько задач, столько интересов, столько впечатлений, как же все успеть?
Древнеримский философ-стоик Сенека говорил о состоянии “Stultitia” — своего рода мельтешении и неспособности остановиться на чем-то одном, когда ни на чем не задерживаются и ни к чему не склоняются. Он пишет: “Что влечет нас, Луцилий, в одну сторону, хотя мы стремимся в другую, и толкает туда, откуда мы желаем уйти? Что борется с нашей душой и не дает нам захотеть чего-нибудь раз и навсегда? Мы мечемся между замыслами, у нас нет свободных, независимых, стойких желаний” Французский мыслитель Мишель Фуко подхватывает эту мысль: “Stultus (человек, захваченный этим состоянием) позволяет впечатлениям проникать в его душу и смешиваться с тем, что там есть: с переживаниями, влечениями, амбициями, мыслительными привычками, иллюзиями и т.д., так что stultus — это тот, кто …не способен разобраться с ними (впечатлениями), отделить то, что составляет их содержание от примешивающихся к нему моментов, которые мы бы назвали субъективными… такой индивид не способен по-настоящему желать…”
Поэтому “Стоикий ум” уделяет внимание не только мышлению, но и приглашает взглянуть на свои желания и эмоциональную жизнь. Положить один-два кирпичика в укрепление внутренней цитадели ума, усилить эмоциональную устойчивость — это и есть главная цель программы “Стоикий ум”.
Конечно, построение подобной крепости — задача на всю жизнь. Но даже сама постановка такой цели, само стремление достичь невозмутимости и ясности ума, может стать опорой в непростое и неопределенное время.
Закончу эссе цитатой из работы нидерландского философа-стоика Юста Липсия: “Прогони мерзких птиц, пожирающих твой разум. Укрепи свой ум, дай ему обрести свой порядок, чтобы даже в пылу битвы нести в себе мир.”
#философия #стоицизм