Найти тему
Историада

"Последний крик с эшафота": королева восковых фигур мадам Тюссо и её музей, рожденный Французской революцией

Оглавление

“Сегодня обреченный скорчил такую гримасу, что у меня топор чуть из рук не выпал” — делился своими впечатлениями о рабочем дне палач. Его жене и маленькой дочери определенно было неприятно все это слушать.

Будущая мадам Тюссо так стыдилась прошлого, что подправила свою биографию. Ведь ее музей должен был иметь кристально чистую репутацию, чтобы его посещали люди. Эта женщина многое пережила в жизни, но, в итоге, пришла к успеху.

Сложное детство

Согласно официальной версии Мария Гроссхольц была дочкой австрийского солдата, погибшего на поле брани. Отец Марии якобы отошел в лучший мир незадолго до появления дочки. И ее мать Анна пошла работать экономкой к Филиппу Кортюсу, который создавал восковые фигурки и продавал их.

Доктор Филипп сразу распознал талант к скульптуре у маленькой Марии. Девочка стала его подмастерьем. В итоге доктор раскрыл помощнице все секреты мастерства.

Реальная история мадам Тюссо была иной. На самом деле мать Марии Анна была женой французского палача. Как-то в пылу ссоры она выкрикнула супругу: “Мари — не твоя дочка!”. Скорее всего, это было правдой. Палач Гроссхольц, который не был австрийским солдатом, после признания жены выставил ее и дочку за дверь. Он привык решать жизненные проблемы кардинально и резко.

Жить с этим мужчиной Анне было несладко. Гроссхольц был довольно странным и жестким человеком. Приходя домой после своей суровой работы, он запугивал малышку Марию, говоря ей: “Не будешь слушаться, за тобой придут призраки казненных и утащат тебя!”. “Добрый” папочка определенно не заботился о психике ребенка. А потом и вовсе довольно легко расстался со своей семьей.

-2

Соседи обходили дом палача стороной. Мария стыдилась своего “греховного” происхождения. И очень обрадовалась, когда мать переехала вместе с ней к доктору Филиппу Кортюсу, который согласно слухам и был ее настоящим отцом. По крайней мере, Филипп очень тепло относился к малышке Марии.

Филипп научил свою незаконнорожденную дочку не бояться восковых скульптур. Он терпеливо объяснял ей все тонкости своей работы. Мария любила смотреть как бесформенный восковой кусок в руках ее отца трансформировался в лицо человека.

Учитель-отец выдумал для своего одаренного ребенка игру. Мария должна была рассматривать лица людей, что приходили в его лавку, а потом ей предстояло воспроизводить их по памяти сначала на бумаге, потом в воске.

Если Марии удавалось хорошо вылепить черты лица, то она могла слепить из очередного куска воска какую-нибудь зверушку. Вскоре в спальне у девочки все полки были заставлены фигурками, которые выглядели как живые.

-3

Покорение столицы

Доктор Кортюс перевез Анну с Марией в Париж, чтобы расширить общее дело. Он решил покорить столицу в качестве творца кукол знаменитостей. И повод для переезда нашелся подходящий. Брачный договор между Людовиком Пятнадцатым и Марией-Антуанеттой был подписан. Ожидалось грандиозное свадебное торжество.

Но народные гуляния в 1770 обернулись для Франции большой бедой. Пиротехнические ракеты сработали раньше времени прямо в толпе. Возникла паника. Толпа побежала. Из-за давки скончались 139 человек. А покалеченным не было числа.

Несчастных погибших упокоили на погосте Св. Мадлены. Удивительно, но через 23 года там же предстояло упокоиться и останкам Марии-Антуанетты. Впоследствии последнюю маску с павшей королевы снимала именно Мария, будущая мадам Тюссо.

-4

Но до тех событий еще должны были пройти годы. И на свадьбу королю Кортюс преподнес две восковые фигуры: жених и невеста в натуральную величину. Людовику подарок очень понравился.

После такого подарка аристократы потянулись к Кортюсу за двойниками стройной вереницей. Интересно, что изготовлению бюстов из воска обходилось дешевле, чем написание портретов. Доходы Кортюсов так возросли, что Филипп смог открыть мастерскую в центре Парижа.

Первой самостоятельной работой Марии стал изваяние Вольтера. Кортюс похвалил свою ученицу. Статуя вышла замечательным. А потом Вольтер скончался. И его изваяние было выставлено в витрину лавки Филиппа. Это привлекло еще больше покупателей.

Когда слухи о таланте Мари дошли до королевского двора, девушку удостоили аудиенции у королевы Елизаветы. Затем ее пригласили давать уроки лепки морнаршим особам. Те не были в этом деле талантливыми, но нужные связи при дворе Мария приобрела. Способности к лепке скульптур будущая Тюссо обнаружила лишь у королевы. Елизавете особенно хорошо удавались кисти рук и некоторые черты лиц ее моделей.

Мари же была одарена не только в искусстве. Она отлично умела управляться с финансами. Филипп доверил ей финансовую сторону своего дела и научил льстить клиентам. До определенного времени дела семейства Кортюс шли в гору.

Но Великая французская революция пошатнула благосостояние семьи Филиппа и чуть не стоила Мари жизни.

Людовик XVI
Людовик XVI

В сырой темнице

После взятия Бастилии революционеры кидали в камеры всех пособников роялистов. Они добрались и до Марии, которая была вхожа в королевский круг.

Сидя в камере вместе с Жозефиной Богарне, она ждала своего конца с замиранием сердца. Когда ей и Жозефине побрили головы налысо, Мари поняла, что ее последний час близок.

Несколько долгих месяцев так и не закончились казнью. Марию отпустили на свободу благодаря ее “низкому” происхождению. Но те дни, что она провела в сырой темнице, превратились для молодой женщины в череду ночных мучительных грез, где голос в ночи говорил ей: “Пора!”. Этот голос из ночных снов почему-то был сильно похож на голос ее отца-палача.

-6

Новые горизонты

После освобождения Мари нужно было как-то жить и работать. Тогда она пошла к одному из лидеров революционеров Робеспьеру и сделала из воска его фигуру в полный рост. В 1973 году в дверь лавки Филиппа вновь постучали солдаты. Мария была уверена, что они пришли за ней, чтобы снова бросить ее на соломенный тюк в мрачном подвале.

Но солдаты отвели женщину в дом революционера Марата. Сам Марат уже испустил дух, так как его заколола подруга Конде. Мария сняла с его лица слепок, а потом и вовсе изготовила две восковые фигуры, которые изображали историю последних минут жизни Марата. В тот момент молодой скульпторше пришла идея разнообразить свою коллекцию историческими этюдами.

Впоследствии гильотина, что чуть не стала причиной гибели самой Мари, принесла ей немало материала для работы. Местные палачи, зная, чьей официальной дочкой была женщина, разрешали ей забирать сбритые волосы осужденных. Они же поставляли Марии клиентов, которые были родственниками осужденных. Для них Мари делала последние слепки лиц тех, кого давно ждала гильотина.

-7

А когда Филипп Кортюс скончался, его Мари вышла замуж за инженера Тюссо, которому подарила двоих сыновей. Но семейная жизнь супругов Тюссо не заладилась. Инженер редко бывал дома и не интересовался проблемами своей семьи. И новоиспеченная мадам Тюссо с сыновьями и 120 скульптурами из воска отплыла в Англию, чтобы спасти свою коллекцию работ от национализации на Родине.

Для англичан Тюссо сделала скульптуру Львиного Сердца, Генриха Седьмого и многих других знаменитостей. У британцев выставки Тюссо пользовались успехом.

Журналист Чарльз Диккенс сделал талантливой мадам хорошую рекламу. И куда бы она ни привезла свою коллекцию, народ валом валил в ее “галерею”.

В 1804 году бизнес Тюссо чуть не закрылся вовсе. Пароход, на котором везли коллекцию фигур, затонул. Хорошо, что часть материалов Тюссо везла в Ирландию на другом пароходе лично.

-8

Чтобы возродить семейное дело, настойчивая женщина взяла кредит и работала сутками, восстанавливая свою коллекцию фигур. К прежним произведениям она добавила новые статуи из воска. У Тюссо получилось перезапустить свой бизнес заново.

В 1835 году сыновья уговорили Марию открыть постоянный музей в Лондоне. Так империя Тюссо закрепилась в одном из богатейших городов Европы и продолжила свое существование до наших дней.

-9

В нынешнее время музей Тюссо имеет 23 филиала в разных городах. Если сначала выставки Марии были наполнены лишь бюстами и статуями, то потом там появились целые комнаты, рассказывавшие истории революции и других социальных катаклизмов.

Сама мадам Тюссо скончалась в 1850 году, не дожив года до своего девяностолетия. Свою империю эта гениальная женщина передала детям и внукам. А они в благодарность установили восковую копию своей бабушки почти в каждом филиале музея прямо на входе, чтобы все помнили лицо той, которая создала этот удивительный проект и воплотила его в реальность. А вам было бы интересно посетить музей этой талантливой мадам?