Есть мнение, что 24-й «11-летний» солнечный цикл, начавшийся в январе 2009 года и закончившийся в декабре 2019, – первый за всю историю наблюдений, 11-летний цикл, продлившийся около 11 лет. До этого практика неизменно показывала, что продолжительность 11-летнего цикла может быть, в принципе любой, – лишь бы это не оправдывало его названия. Того, кто такое название циклам дал, кстати, искали. Но виновный сгинул в бездне веков.
То есть, «11-летние» циклы солнечной активности имеют варьирующуюся от 9 до 14 лет продолжительность. И это не просто факт, а непостижимая загадка. Стоящая перед наукой проблема, прозрачно намекающая на недостаточность знаний.
Следовательно о циклах.
С одной стороны, их не может не быть. Термодинамическое равновесие каждой звезды, как и следует из формулировки, несколько «динамично». Звезда пульсирует. Сжимаясь под собственным весом, вещество уплотняется. Что приводит к активизации термоядерного синтеза, увеличению выделения энергии и тепловому расширению. И в случае Солнца такие пульсации, хотя и измеримы, но имеют ничтожный масштаб, – в пределах 0.1% светимости. Лёгкие звёзды без твёрдого ядра, с полностью конвективными недрами могут мерцать, меняя светимость на десятки процентов…
То есть, Солнце пульсирует. Причём, помимо 11-летних, проследить удаётся и более длительные циклы, – со средней продолжительностью 85, 250 и около 2000 лет. Все циклы независимы, не кратны друг другу, и имеют хаотично меняющуюся продолжительность. Накладываясь, они могут привести в изменениям светимости уже в масштабах 0.4, а теоретически и 1%, но… Проблема прежде всего в том, что такого рода циклов на Солнце просто не может быть.
...Наличие у Солнца твёрдого ядра традиционно, – я проверял, – приводит в берсеркерскую ярость людей, знающих, что звёзды состоят из плазмы. Плазма же особое, отличное от твёрдого, жидкого и газообразного, агрегатное состояние вещества. Но тут речь не о формулировках, а о механических характеристиках. Ядра средних звёзд именно твёрдые. А главное, очень чёрные.
Спрессованные гравитацией до плотности впятеро большей плотности ртути, очищенные от электронных оболочек ядра водорода, образуют материал, который, – если б он мог существовать при нормальном давлении, – нельзя было бы ни деформировать, ни оцарапать доступными человеку средствами. Сверх этого, «чёрный» водород непрозрачен (совсем, поглощает почти все длины волн), не отражает свет (по той же причине), и не проводит тепло, – практически совсем.
Как же выделившаяся в ядре звезды энергия выбирается в конвективную зону, где уже может переноситься к фотосфере потоками вещества? С трудом. Прилагая титанические усилия, бесконечными переизлучениями от одного ядра к другому, квант ползёт в ядре, добираясь от центра до зоны конвекции за 200 тысяч лет.
И какие, спрашивается, процессы на Солнце при таких вводных могут протекать с периодом 11 лет, – да ещё и с непостоянным? Это правильный вопрос, но прочувствовать его до конца можно лишь сосредоточив внимание на непостоянстве. Что, например, если бы продолжительность года на Земле, – время за которое планета совершает оборот вокруг Солнца, – случайным образом менялась от 9 до 14 месяцев?.. Это было бы несколько странно. Но объяснимо, – хотя бы теоретически. Всё-таки, Земля – лишь планета системы и находится под воздействием других тел.
Солнце же не находится под воздействием, – для него различимым, – каких-либо иных тел. Всё что на Солнце происходит, – всё что происходит с самим Солнцем, – должно иметь внутренние причины. И, хотя бы, происходить регулярно.
...Если же к сути дела, то процессы, с которыми связаны циклы активности, очевидно имеют не гравитационную, а электромагнитную природу. И хотя на Солнце, – конкретно же в зоне конвекции, где по шестигранным (в теории, на снимке видно, что это не так) колоннам поднимаются к поверхности массы нагретого водорода, – происходит движение электрического заряда в колоссальных масштабах, а значит генерируются сверхмощные магнитные поля… Причём здесь какие-то «циклы» и почему вдруг непостоянной длительности, на данном этапе остаётся непонятным.