Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Эффективный способ борьбы с лишним весом

Существует множество способов борьбы с лишним весом. Наиболее популярные – диета и физические нагрузки.

Однако, многие люди догадываются или даже точно знают, что у лишнего веса могут быть и психологические причины.

Одна из них – постоянная критика в детстве. В результате, у ребенка происходит отказ от себя, своих желаний. Ощущение себя маленьким, неполноценным сохраняется и во взрослом возрасте. В этом состоянии человеку необходима защита. И на помощь часто приходит лишний вес.

Каждый человек что – то желает. Наличие желаний, их качество и количество – показатель интереса к жизни.

Младенец сообщает о своих желаниях криком. По мере роста, ребенок уже может о своих желаниях говорить.

Но, исполняют детские желания родители. Или не исполняют.

Если, предъявив свои желания, ребенок неоднократно почувствовал родительское отвержение, у него закрепится страх - быть отвергнутым, раскритикованным, ненужным.

Таким образом, ребенок обучается быть удобным, скрывать свои желания. А родительское пренебрежение приписывает всему миру.

Со временем это может привести к тому, что ребенок перестает даже осознавать свои желания. А чужие желания начинает воспринимать так, как будто они являются собственными.

Для того, чтобы справиться с «враждебным миром», психика создает защиты.

Лишний вес может стать «одеждой», закрывающей от стыда и страха, гнева и печали. Жир создает безопасность для уязвимого внутреннего ребенка, который постоянно ощущает, что с ним что – то «не так» и ожидает нападения.

Пример из практики.

Согласие клиентки на публикацию получено. Имя и некоторые факты биографии изменены.

Клиентке 26 лет, не замужем, имеет высокооплачиваемую работу, руководящую должность, собственную квартиру.

Назовем девушку - Ульяна.

По словам Ульяны, не смотря на внешние атрибуты успеха, она ощущает себя «куском дерьма». У девушки лишний вес, от которого она «очень хочет избавиться».

Лишний вес был у девочки «всегда», но, особенно она стала полнеть, когда пошла в школу.

Исследуя значение лишнего веса в жизни маленькой Ульяны, мы обнаружили, что он защищал девочку, создавая границу между ней и окружающими «агрессивными» людьми.

Создать границу самостоятельно, озвучивая свои желания, сообщая людям свое согласие или несогласие с ними, девочка не умела. «Простой» навык говорить – «да» или «нет» не был сформирован. Боясь быть отвергнутой, она всегда соглашалась с окружающими. У девочки не было своего мнения, своего «я».

Окружающие относились к ней также, как она сама к себе – как к пустому месту. Иногда, как к объекту, на который можно слить свое недовольство. Чем больше девочка полнела, увеличивалась в размерах, тем больше насмешек она получала от окружающих людей.

Ульяна всегда училась на «одни пятерки», но, значимые для нее люди были недовольны.

-2

Как будто сговорившись, они требовали от девочки «все больше и больше». Даже любящий дедушка ворчал недовольно: «Ну и что, что одни пятерки. Ты можешь быть лучшей ученицей в школе, в районе, в городе. А ты к этому не стремишься. Значит, «лень вперед тебя родилась»».

Родители поддакивали деду, и Ульяна ощущала себя действительно ленивым, туповатым, «плохим» ребенком.

-3

Учительница уделяла внимание только тем детям, которые учились плохо, ругала их, а хороших учеников, в частности, Ульяну как будто и не замечала. Больше всех «интерес» к девочке проявлял одноклассник Толик, он дразнил Ульяну, называя ее жиробасиной. Слыша обзывания Толика, девочка сжималась, как будто желая стать незаметной, а он наседал еще больше. Одноклассники при этом весело смеялись.

-4

«Сама виновата, что такая толстая, поэтому никто тебя и не любит», - говорила себе девочка. Наличие некрасивых, излишне округлых форм тела как будто объясняло, почему окружающие не хотят к ней приближаться.

Поглощаемая еда притупляла чувства - обиду, страх, злость…

Кроме того, пища давала приятные ощущения, которые Ульяна не могла получить никаким другим способом.

В ходе терапии девушка поняла, что поведение родителей определялось их предыдущим жизненным опытом. Условиями, в которых они росли, их воспитанием. В картине мира мамы и папы просто не было ласковых слов, адресованных ребенку, прикосновений, совместных игр, а было – приучение к порядку, правилам, нормам, требование беспрекословного послушания и достижения максимальных успехов. Была критика как основной элемент воспитания.

Это понимание оказалось полезным для взрослой Ульяны, но, не для Ульяны маленькой. Маленькому ребенку необходима родительская любовь и принятие, а не объяснение, почему их нет.

То, что не могли дать родители, давал лишний вес.

Мы решили поэкспериментировать, что бы могла сделать маленькая девочка – семилетняя Ульяна, чтобы ее лишний вес «ушел»?

Взрослая Ульяна предложила добавить в жизнь семилетней друзей.

Если переключить внимание на друзей, отсутствие родительской любви будет не так заметно. Лишний вес посмотрел на друзей, и чуть -чуть отошел от девочки.

Вторая идея – полноценно использовать то время, когда маленькая Ульяна находится в одиночестве.

Девочка может получать удовольствие от простых вещей: смотреть на закаты и рассветы, слушать пение птиц и шелест листьев на деревьях, петь, рисовать, играть и многое что еще.

-5

После озвучивания второй идеи лишний вес сделал еще шаг в сторону.

Третья идея: «Говорить о своих желаниях и делать то, что хочется».

Ульяна выглядела растерянной, она покачала головой. «Нет, не могу, меня не будут любить».

Однако, все – таки, согласилась «проверить».

Ульяна поочередно представляла себя разными, важными для нее людьми. вставая «на их место». Эти действия помогли посмотреть на себя «со стороны», глазами других людей, увидеть собственные ограничения и новые возможности.

Когда хулиган Толик увидел, что Ульяна ведет себя естественно, открыто и не боится его, у мальчика пропало желание ее обижать. На самом деле, он тоже чувствовал себя «никому не нужным», как и Ульяна, и, утверждался за счет уязвимой одноклассницы.

Учительнице, которая часто заставляла Ульяну дежурить «вне очереди», девочка сказала, что она отказывается мыть класс, потому что сегодня не ее очередь дежурить. Недовольство учительницы вскоре перешло в уважение к девочке.

На месте родителей Ульяна почувствовала множество страхов. И папа, и мама девочки были уверенны в том, что «критика делает человека лучше». Если родители перестанут критиковать ребенка, «мало ли что случится»: дочь не получит образование, не найдет достойной работы, начнет употреблять наркотики.

- Что случилось бы с вами, если бы ВАШИ родители перестали ВАС критиковать? – спрашиваю воображаемых родителей.

Выясняется, что каждый из родителей, действуя самостоятельно, в соответствии со своими желаниями, все равно достиг бы тех целей, которые перед собой ставил, а возможно, что и большего.

Когда родители поняли, что ребенка воспитывает не родительские слова, а их действия, их образ жизни, страх уменьшился. «Мы успешны, значит, и наша дочь будет успешной».

Самым сложным для Ульяны оказалось изменить ее установку: «Если я буду действовать в соответствии со своими желаниями, друзья покинут меня».

Но, оказалось, что, когда Ульяна не дает списывать, отказывается играть в те игры, которые ей не интересны, идти туда, куда хотят «другие», появляется возможность договариваться.

Оказалось, что, когда Ульяна открыто говорит о своих желаниях, у друзей увеличивается интерес и уважение к ней.

Но, самые поразительные изменения произошли с лишним весом. Когда Ульяна разрешила себе говорить, фигура лишнего веса просто удалилась за ненадобностью.

Таким образом, Ульяна поняла, что говорить совсем не страшно, отношения с окружающими от этого не портятся, а только улучшаются.

Можно говорить о своих желаниях, чувствах, о том, что нравится, и о том, что не нравится. Можно отказывать, и многое что еще МОЖНО.

Если бы девочка с детства имела эти знания и этот опыт, ей бы не пришлось заедать чувства, а стройная фигура стала бы подтверждением любви к самой себе.

-6

Начать изменение и движение навстречу самой себе возможно в любом возрасте, и чем раньше мы это понимаем, тем легче это сделать.

Автор: Милашина Ольга Георгиевна
Психолог, Кандидат психологических наук

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru