Найти тему
848 подписчиков

Литературные курорты: великие писатели о Минеральных Водах

Самая большая курортная зона России — Кавказские Минеральные Воды — в XIX веке еще только начала благоустраиваться. Здесь отдыхали в основном офицеры в кратких отпусках между нахождением в боевой армии на Кавказе, например поэт и поручик Михаил Юрьевич Лермонтов, поправлявший здоровье в Пятигорске. А вот к XX веку в модных городах-курортах с уютными парками и живописными бульварами, санаториями и концертными залами, куда постоянно приезжали звезды театра, музыки, литературы, чтобы просвещать и развлекать респектабельную публику, закипела светская и культурная жизнь. Курорты Кавказских Минеральных Вод стали так популярны, что их постоянно упоминали в своих произведениях писатели той эпохи.

Самая большая курортная зона России — Кавказские Минеральные Воды — в XIX веке еще только начала благоустраиваться.

Антон Павлович Чехов. «Дама с собачкой»

«Он встречал ее в городском саду и на сквере по нескольку раз в день. Она гуляла одна, всё в том же берете, с белым шпицем; никто не знал, кто она, и называли ее просто так: дама с собачкой», — написано в известном чеховском рассказе. Местом курортного романа, случившегося между главными героями, названа Ялта, однако считается, что все описанные события происходили на берегу реки Ольховка в Кисловодском парке и подсмотрены автором во время его визита в Кисловодск. Антон Павлович прибыл сюда в августе 1896 года, как и обещал в письме другу по медицинскому университету, который проводил то лето в этих краях: «Как вы живете? Существует ли «клуб благополучных идиотов?» Много ли в Кисловодске хорошеньких женщин? Есть ли театр? Я приеду в Кисловодск, но не раньше августа…» Поселился Чехов в «Гостинице Зипалова», прямо напротив курдонера Нарзанной галереи и фонтана «Лягушки». Согласно дневниковым записям, именно в конце того лета в Кисловодске он начал писать рассказ с рабочим названием «Дама с мопсом».

Самая большая курортная зона России — Кавказские Минеральные Воды — в XIX веке еще только начала благоустраиваться.-2

Гайто Газданов. «Вечер у Клэр»

Осетинский писатель-эмигрант Гайто Газданов неоднократно бывал и даже жил в Кисловодске. В его романе есть любопытные воспоминания о курорте середины 1910-х годов: «Я уезжал в Кисловодск, который очень любил, — единственный провинциальный город со столичными привычками и столичной внешностью. Я любил его дачи, возвышающиеся над улицами, его игрушечный парк, зеленую виноградную галерею, ведущую из вокзала в город, шум шагов по гравию курзала и беспечных людей, которые съезжались туда со всех концов России… В Кисловодске я пил нарзан, разбавленный сиропом, ходил по парку и взбирался в гору к маленькому белому зданию с колоннами, которое стояло высоко над городом; оно называлось «Храм воздуха». Я не знал, кому принадлежало это претенциозное название, достойное уездного поэта с длинными волосами и тремя классами высшего начального училища в прошлом. Но я любил подниматься туда: там ветер, как воздушная река, журчал и струился между колоннами. Белые стены были покрыты надписями, в которых изощрялись российская безнадежная любовь и тщеславное стремление увековечить свое имя».

Иван Алексеевич Бунин. «Темные аллеи»

«В это лето он часто вспоминал лето в прошлом году, когда он, из-за связи с одной известной актрисой, промучился в Москве до самого июля, до отъезда ее в Кисловодск: безделье, завтраки в Троицком низке с актерами Малого театра, тоже собиравшимися на Кавказ, потом сидение в кофейне Трамблэ, вечером ожиданье ее у себя в квартире с мебелью в чехлах, с люстрами и картинами в кисее, с запахом нафталина…» — писал Иван Алексеевич в одном из рассказов сборника «Темные аллеи». Сам Бунин в ноябре 1913 года посещал Кисловодск, не так давно объявленный круглогодичным курортом, с целью отдохнуть, но, простудившись там, срочно вернулся выздоравливать в Москву.

Самая большая курортная зона России — Кавказские Минеральные Воды — в XIX веке еще только начала благоустраиваться.-3

Надежда Тэффи. «Курорты»

«Поработала в Ессентуках, отдохнула на славу, кавказских вин перепробовала», — делилась Тэффи, побывавшая на курорте с чтениями своих сатирических произведений в 1916 году. Тэффи оставила много юмористических рассказов о курортном быте, о пошлости и глупости посещающих Воды буржуа, о беспорядках и злоупотреблениях. Один из сборников так и называется — «Курорты». Она высмеяла беспорядки модного буржуазного курорта: мол, в городке установлен швейцарский образ правления! И что за этим стоит? А то, что без взятки швейцару ни комнату в гостинице не получить, ни записаться на прием к врачу.

Булгаков. «Мастер и Маргарита»

О пребывании Михаила Афанасьевича на Кавказских Минеральных Водах достоверно известно, что осенью 1919 года он ненадолго приезжал в Пятигорск, где получил назначение во владикавказский госпиталь. Также есть сведения о том, что одна из местных газет опубликовала написанный тогда Булгаковым в поезде фельетон. Весьма вероятно, что писатель бывал и в Кисловодске, поскольку курорт неоднократно упоминается в «Мастере и Маргарите». «Он побледнел, вытер лоб платком, подумал: «Что это со мной? Этого никогда не было… сердце шалит… я переутомился. Пожалуй, пора бросить все к черту и в Кисловодск…» — думал по себя Берлиоз перед встречей с Воландом в великом романе Булгакова.

Ильф и Петров. «12 стульев»

«Был воскресный вечер. Все было чисто и умыто. Даже Машук, поросший кустами и рощицами, казалось, был тщательно расчесан и струил запах горного вежеталя», — так начинается глава 36 знаменитого романа «12 стульев». В Пятигорск Бендер и Киса попали в первой половине июля — разгар лета: «Белые штаны самого разнообразного свойства мелькали по игрушечному перрону… Здесь ходили в сандалиях и рубашечках «апаш». Концессионеры в тяжелых грязных сапожищах, тяжелых пыльных брюках, горячих жилетах и раскаленных пиджаках чувствовали себя чужими». Ильф и Петров бывали в Пятигорске за год до выхода романа «12 стульев», в 1927 году. И вот что писал Ильф в своем дневнике: «На празднике жизни в Пятигорске мы чувствовали себя совершенно чужими. Мы пришли грязные, в плотных суконных костюмах, а все были чуть ли не из воздуха».

Лирическое отступление

Поэтесса Анна Ахматова, называвшая себя «пустынным» человеком, не выносившая толпы и режима, приехала в Кисловодск в 1927 году подышать горным воздухом, который был ей показан в связи с тем, что она страдала туберкулезом. Впоследствии она написала стихотворение, посвященное Кавказу «Здесь Пушкина изгнанье началось и Лермонтова кончилось изгнанье». Однако, судя по всему, «полумонахиня-полублудница» покинула курорт раньше времени. Познакомившийся с ней в Кисловодске актер Василий Иванович Качалов был ею так очарован, что после ее внезапного отъезда сочинил шуточные стихи: «Скучно и грустно, что Вас с нами нет. / Грустно завял на окне мой букет, / Вам предназначенный. Тщетно я с ним / Всюду искал Вас, тоскою томим, — / В окна заглядывал двух поездов, / Но не нашел никакейших следов, / Весь кисловодский обрыскал вокзал, / Возле уборной я даже Вас ждал / (Дамской, конечно), но след Ваш простыл. / И восвояси, угрюм и уныл, / Вновь в Цекубу возвратился, и там / Даже смотреть на оставшихся дам / Я не хотел, и не пил, и не ел. / Вот как меня Ваш поступок задел».

Известный советский поэт, писатель, киносценарист, журналист, общественный деятель Константин Симонов часто бывал в городе-курорте Кисловодске. Отдыхал он в санаториях имени Орджоникидзе и «Красные камни». Однажды его, находящегося на лечении в Кисловодске, одна из редакций попросила прислать что-нибудь для напечатания. Он послал телеграмму: «Будь я в Калуге иль Рязани, / Я вам не мог бы отказать. / Но я сейчас лежу в нарзане / И неохота вылезать». ⠀

Самая большая курортная зона России — Кавказские Минеральные Воды — в XIX веке еще только начала благоустраиваться.-4

Отправляйтесь вместе с нами на курорты Кавминвод, чтобы оздоровиться, зарядиться и погулять по романтичным литературным местам!

Летаем в Минеральные Воды из Екатеринбурга и Москвы.

Спасибо, что дочитали статью до конца!

Желаем вам приятного полёта.