Найти в Дзене
HunnyFPV

Дневник хорошей пятерки. Часть первая.

Оглавление

Весна. Тают кубометры сугробов, наполняя города свежей грязью и бескрайними лужами. Робко пробиваются из под юбок первые коленки. Очередная сотня-другая свежеиспеченных, настоявшихся на зимнем ютубе и телеграм-каналах эфпивишников готовится покорять свои первые реальные небеса. А я по традиции собираю пятерку. Обычную пятерку без особых излишеств. Почему бы не рассказать об этом увлекательном и медитативном процессе людям?

Именно, медитативном. Собираю я всегда медленно, и не важно для себя или для обращающихся за этой услугой людей. После разрешения всех домашних вопросов на стол накрывается резиновый коврик и кладутся нужные инструменты. Далеко не так картинно как на этой фотографии, но все таки довольно близко.

Кстати, здесь представлена та же самая рама, на которой будет собираться герой дневника. Просто в другой комплектации
Кстати, здесь представлена та же самая рама, на которой будет собираться герой дневника. Просто в другой комплектации

В один вечер скручивается нижняя дека и лучи, ставятся моторы и обрезаются-лудятся под нужную длину их провода. В другой — лудятся площадки на регуле, появляется силовой разъем с XT60 на конце, припаиваются моторы. День Третий, это очередь полетника: разбираюсь, иногда с нецензурной бранью, со схемой площадок для пайки, перебираю шлейф от регуля к полетнику, проверяю питание, готовлю к пайке что-то из периферии. В четвертый присест припаиваю и настраиваю камеру и VTX. В пятый довершаю сборку компонентов в систему пайкой приемника и GPS. В шестой, наконец, настраиваю бету, которая, к тому времени, уже успевает обновиться до новой версии. Я люблю строить свои дроны именно так.

Моя самая первая сборка в 2021 году. Я готовился к ней 2 года и на момент постройки знал уже примерно все(по крайней мере мне так казалось). Но один раз все равно накосячил.
Моя самая первая сборка в 2021 году. Я готовился к ней 2 года и на момент постройки знал уже примерно все(по крайней мере мне так казалось). Но один раз все равно накосячил.

Моя пятерка 2024

Обойдемся без долгих прелюдий. Вот мой будущий летательный аппарат подвида "bando e-busher". Bush по-английски куст, а не то, что вы подумали. Все таки в кусты мы падаем очень часто. Да, это пятерка, она простая, достаточно современная и без всякого low-end треша из китайских подвалов. В ней нет ничего мажорного, но в то же время присутствует легкий флер, ну или тоненький писк FPV-моды. В сборку пойдет новая и уже довольно популярная рама вкупе с симпатичными и известными моторами. Горячие поклонники аналоговой видеосвязи, вероятно, отдельно порадуются выбору совсем недешевого VTX.

На фото всего один мотор, да. Вечером у подъезда на меня напали FPV-гопники с вопросом "Есть 2207 1750 kv? А если найду??". А если серьезно, то просто выкинул коробки.
На фото всего один мотор, да. Вечером у подъезда на меня напали FPV-гопники с вопросом "Есть 2207 1750 kv? А если найду??". А если серьезно, то просто выкинул коробки.

Рама SpeedyBee Mario 5 XH Lite

У меня есть ощущение, возможно ошибочное, что в ближайший сезон эта новая рама от SpeedyBee рискует получить статус народной. Для этого у нее есть все: 1. Спидиби в России очень любят. 2. Рама дешевая, лишь на 20% дороже вездесущих копий Апекса. 3. Она, судя по первым тестам, просто очень "тихая" и весьма прочная. Из минусов: в сборке присутствует один крайне противный момент, который способен просто вывести из себя (мы до него обязательно дойдем в следующих материалах).

Уже вижу-слышу это в голове: "возьми Марика пятого, ваще норм рамка"
Уже вижу-слышу это в голове: "возьми Марика пятого, ваще норм рамка"

Расскажу про эти версии. Рама существует в модификации XH с классическими X-образными лучами и в версии DC, где передние лучи раздвинуты пошире, чтобы в кадр камеры не попадали пропеллеры. Оба подвида рамы поставляют аж в трех комплектациях: Lite, Advanced и PRO.

Lite — это "просто" рама, голый карбон. Из пластика в нем только крохотные вставки в щеки, через которые к раме на болты крепится камера, да небольшие "ноги" для лучей.

Апекс... тьфу, Марио XH Lite и весь его пластик (слева) и алюминий (справа). FPV-минимализм.
Апекс... тьфу, Марио XH Lite и весь его пластик (слева) и алюминий (справа). FPV-минимализм.

Advanced добавляет +50 очков к внешнему виду и +30 к навыкам пилотирования — ведь спереди появляются алюююююмииииниевые воздухозаборники(!). Также в этой комплектации есть много напечатанных из пластика аксессуаров: разные виды хвостовых ложементов для антенн и GPS, а также носовое крепление для GoPro. Среднестатистический юзер оценит.

Над аэродинамикой рамы работал научно-исследовательский центр Porsche в Цюффенхаузене (нет).
Над аэродинамикой рамы работал научно-исследовательский центр Porsche в Цюффенхаузене (нет).

Наконец, Mario 5 PRO — это уже Cyberpunk 2077. На таком дроне не стыдно прохватить по улицам Найт-сити. Ну вы просто посмотрите на него. На образ здесь играют алюминиевый кожух для O3-юнита и панели для защиты стека со светодиодной подсветкой. Играют ли они хоть как-то на охлаждение, обтекаемость и защиту — вопрос риторический.

Коптер Джонни Сильверхенда представлен внизу
Коптер Джонни Сильверхенда представлен внизу

Каждый сам решает насколько красив должен быть его дрон, насколько хорошо в реальности защищает "защита" и какой вес пятерки является допустимым. Но, очевидно, что будучи нашпигованной всеми обвесами, рама SpeedyBee Mario 5 превращается в кирпич. Поэтому я выбрал Lite, в таком виде этот набор карбона и винтов весит 127 грамм (но это мы еще проверим). Кстати, все обвесы Спидиби выпускает и в виде отдельных комплектов (пакетиков), что очень удобно, если вы захотите освежить внешний вид/добавить функциональности своему дрону после сотни-другой вылетов.

Стек HGLRC F460

Новый стек от старой-доброй компании HGLRC, которая присутствует на рынке со времен династии Цынь. Бедную HGLRC часто путают со всяким птичьим пометом из-за неспособности человека отличать аббревиатуры: TCMMRC, HAKRC, LANNRC и прочий треш. Между тем, "хглрц" известна, как минимум, серией фирменных дальнолетов Rekon. Именно такой стек ставится на фирменную семерку HGLRC Rekon 7 Pro (и прекрасно себя чувствует). Из прочих плюсов: регуль аж на 60А (70А в пике), богатая комплектация с силовыми, XT60, болтами и приличным кондером, ворох разъемов на полетнике. При желании, можно вообще ничего не паять к FC, ограничившись пайкой моторов к регулю.

Ах, ну да, чуть не забыл. На полетнике установлен самый православный и всенародно любимый гироскоп MPU6000. Как компании удалось засунуть дефицитный гироскоп в свой в общем-то бюджетный набор — загадка. У всех конкурентов сейчас сплошь ICM42688-P (или вообще BMI270), а "эмпэушечка" стала уделом дорогих F7/H7 полетников от Foxeer, Diatone и T-motor.

Камера Caddx Ratel 2 и VTX Rush Tank Ultimate mini

Я не отношусь к экспертам по цветопередаче и не могу похвастаться соколиным зрением, а потому все среднебюджетные камеры для меня примерно одинаковы — что Runcam Phoenix 2, что Foxeer Toothless 2, что Caddx Ratel 2. Это хорошие камеры, которые выдают картинку, с которой можно летать. Покупать что-то аналоговое дороже 2500-3000 руб. за камеру я не вижу совершенно никакого смысла.

Просто хорошая камера среднего уровня.
Просто хорошая камера среднего уровня.

То ли дело VTX. Это Rush Tank Ultimate mini и... Раши реально рулят! Вы не найдете за эти деньги ни один другой такой же качественный, стабильный и мощный VTX. Rush и вся его линейка Tank — это качество. Конечно, фанаты TBS Unify тут презрительно ухмыльнутся, но извините — отдавать ЕЩЕ больше денег за аналоговый видеопередатчик можно только четко осознавая причины зачем тебе оставаться на аналоге.

Rush Tank Ultimate mini рассчитан на питание по линии 5V и не снабжен никакими разъемами — его нужно паять
Rush Tank Ultimate mini рассчитан на питание по линии 5V и не снабжен никакими разъемами — его нужно паять

Моторы T-motor Velox V3 2207

Выбрать моторы для рядовой пятерки мне было несложно. Во-первых, те же «велоксы вэ два» стояли в моей самой первой сборке. И поскольку то были 4S моторы с низким KV и чуть меньшие по объему статора (2306), новые Velox V3 2207.5 под 6S на 1750 kv это явный и ощутимый апгрейд. 

С тем же успехом можно было бы брать пресловутые «ксинги»(iFlight Xing), теряющие популярность «емаксы»(Emax ECO II), модные ядовито-зеленые MEPS или вообще RCInpower GTS V4 (видел их за 7900). Но смешная цена по которой я купил Velox V3 и позитивный опыт, что подарили мне старые велоксы, просто не оставили мне выбора. Купил, естественно, 8 штук (о запасе мы еще поговорим ниже). 

T-motor Velox V3 2207 1750kv
T-motor Velox V3 2207 1750kv

Пропы Gemfan Hurricane 51433-3

Для пятерки я предпочитаю брать что-то со средним углом атаки (питчем). Такие пропеллеры позволяют хорошо контролировать дрон в прокси-полетах (по-русски: залететь в форточку), но в то же время имеют хоть какую-то тягу вверху под полным газом. Gemfan Hurricane 51433-3 имеет диаметр 5.1 дюйма и угол атаки не 4.3 как многие считают, а 3.6, то есть это не гоночный, а именно фристайловый пропеллер. И он очень и очень хорош. 

В чемодане всегда есть примерно 50-60 штук
В чемодане всегда есть примерно 50-60 штук

Запчасти

Мне до сих пор кажется, что то, что я обычно делаю с дроном в полете — это фристайл. По крайней мере это точно не гонки и не аккуратные "залеты" на дистанцию. Кручусь-верчусь рядом с собой, пытаюсь изобразить чистый Split-S, "пауэрлупнуть" через футбольные ворота или просто "задайвить" какую-нибудь водонапорную башню. О терминологии фристайла мы поговорим как-нибудь потом, а сейчас важно отметить, что если вы летаете не строго горизонтально, то дрону будет плохо. То есть, ему то в принципе плевать, но кое-какие компоненты будут ломаться.

В порядке уменьшения вероятности, на дроне, который летает не только блином, ломается/перестает нормально выполнять свою задачу: проп>луч>мотор. Самое правильное решение — купить про запас еще одну такую же раму и хотя бы 1 мотор. Если позволяет бюджет, то неплохо приобрести и запасную камеру или хотя бы линзу к ней — да, они продаются отдельно, но нужно искать. Пропеллеры? В фристайле это просто расходник. Их должно быть много, иначе вы все время будете «жалеть» дрон и не сможете раскрывать ни свой, ни его потенциал.

По полям, по полям, запасная рама едет к нам. А еще моторы и камера.
По полям, по полям, запасная рама едет к нам. А еще моторы и камера.

Если бюджет совсем неограничен, то самым лучшим решением будет собрать три одинаковых дрона — точнее собрать два, а третий оставить в качестве «донорского» набора. Что это дает? Непрерывные полеты. Как минимум один раз за полетушки вы можете жестко повредить дрон (с поломкой мотора или луча) и просто включить второй и летать дальше. Позже, дома вы вылечите поврежденный дрон донорским комплектом и тут же закажете израсходованную деталь.

Вот вроде началось все с сугубо личного дневника о личном дроне, а закончилось опять лекцией о необходимости запасных частей. Ну да ладно! Пишите в комментариях как вы начинали свой путь в FPV, что собрали/накупили на сезон, что вы думаете про Спидиби и запреты на полеты — фотографии (приличные) не возбраняются. Летайте, это здорово! Гораздо интереснее, чем сидеть и писать статьи)