Найти тему

Прилагательное "боготский" от прозвища богатого человека

Картинка из https://triptonkosti.ru/2-kartinki/bogach-bednyak-kartinka.html
Картинка из https://triptonkosti.ru/2-kartinki/bogach-bednyak-kartinka.html

На Руси издревле существовали прозвища. Ими награждали практически каждого человека. Есть ряд прозвищ с одинаковым окончанием: СлепотА, СиротА, ЛоботА, МилотА и т.д.

Слова "высота", "широта" не были кличками, но они могли стать таковыми при обозначении очень высокого или очень широкого человека.

На сегодняшний день практически во всей научной литературе, посвящённой теме «Слова о полку Игореве», написано примерно следующее:
Готы упоминаются в «Слове о полку Игореве» во фразе: «Се бо готскія красныя девы въспеша на брезе синему морю, звоня рускымъ златомъ, поютъ время Бусово, лелеютъ месть Шароканю». (Взято из https://ru-sled.ru/gotskie-devy-v-slove-o-polku-igoreve/).
И во всей этой литературе говорится о том, что в данном отрывке присутствуют некие готские девы.

Давайте же вместе рассмотрим этот отрывок из «Слова о полку Игореве».


На реце на Каяле тьма светъ покрыла:
по Руской земли прострошася половци,
аки пардуже гнездо.
Уже снесеся хула на хвалу,
уже тресну нужда на волю,
уже връжеса дивь на землю.
Се бо готскія красныя девы
въспеша на брезе синему морю,
звоня рускымъ златомъ,
поютъ время Бусово,
лелеютъ месть Шароканю.
А мы уже, дружина, жадни веселія».


Мой перевод:

На речке на Каяле тьма свет покрыла,
по Русской земле простёрлись половцы,
аки пардужье гнездо.
Уже снеслась хула на хвалу,
уже треснула нужда на волю,
уже сверзился див на землю.

То, богатствуя*, красные девы
воспели на бреге синему морю,
звоня русским золотом,
поют время Бусово*,
лелеют месть за Шарукана*.
А мы уже, дружина, жадны веселия!


Почему я перевожу «То, богатствуя, красные девы». Да потому, что в оригинале написано "се боготьскыя красныя девы", что в переводе на современный русский язык может означать, буквально "то богатствующие красные девы".
Напомню, что знаки пунктуации и разбивка на слова появились в тексте «Слова о полку Игореве» только, когда оно было впервые опубликовано в печатном варианте в 1797 году. Поэтому читать «се бо готские девы» или «се боготские девы» каждый волен по своему усмотрению.

Что из себя представляет окончание «-отский» в словах типа "боготский"? Это сложение двух слов – «-от-» и «-ский», где «ский» - это «сякий», в значении «такой». Для удобства звучания «-отский» могло переходить в «-оцкий».

Можно сказать так: «отский» – «от сякий», «от сякой», что означает «вот такой», похожий на понятие, которое обозначает корневое слово, стоящее перед концовкой «-отский» или имеющий какую-либо связь с этим понятием.

В старину от короткого первичного слова создавались новые знаменательные слова, которые могли быть обозначением какого-либо нового понятия либо кличкой человека, указывающей на его характерную особенность.

Основой для образования окончания «-отский» послужило окончание «-ота» стоящее на конце слов, служивших в древности кличками, типа ЛоботА (широколобый) или СиротА (сирый). Это окончание «-ота» могло выражать возглас, сопровождающий любую сильную эмоцию, будь то восхищение, удивление, горечь или что-либо другое «О, то!», а могло произойти от указательного местоимения "вота" (диалектно от "вот").

И тогда ЛоботА – это возглас «лоб – о, то!» или "лоб - вота!" (вот такой ширины!). А могло быть просто предлогом «от/от то», отнесённым в конец слова. И тогда «сирота» (сирь - от то) – «от сири».

Прозвище с окончанием "-ота" могло произойти чуть ли не от всякого существительного или краткого прилагательного. Лепо – ЛепотА; дурень – ДурнотА; хилый – ХилотА; слепой – СлепотА; чёрен – ЧернотА. Это «ЧернотА» - трансформировалось в фамилию генерала ЧернОта из пьесы "Бег " Булгакова.

Из глубокой древности западнорусские и южнорусские фамилии донесли до нас смысл древнерусских прилагательных.

Каким был механизм создания этих прилагательных, ставших фамилиями людей?

От слова «лоб» на Руси существовала кличка ЛоботА, обозначавшая широколобого или умного человека. От этой клички – фамилия Лоботский.

В слове Лоботский можно услышать предложение «лоб – от – сякий/сякой», что на современном русском языке означает «Лоб вот такой!». Остаётся только руками показать, какой ширины лоб.

От короткого слова «высь» появилось понятие «высота». Но и высокому человеку могли дать кличку «ВысотА». От этого «ВысотА – прилагательное «высотский», которое стало фамилией Высотский, переходящей в Высоцкий.

Высотский - "высь - от - сякой" - "высь - вот такой!"

Возьмём слово «ширь». От него понятие «широта», которое могло быть и кличкой. Прилагательного «широтский» в современном русском языке нет. Но есть фамилия Широцкий, а значит и прилагательное «широтский» раньше существовало.

Широтский - "ширь - от - сякой" - "ширь - вот такой!"

Возьмём основу «пых». Тот, кто пыхает, тяжело дышит, вполне мог иметь кличку «ПыхотА» (не путать с «пехота»). Значит, могло быть прилагательное «пыхотский», а возможно и такая фамилия. Забиваем в поисковик. Пожалуйста – Пыхотские.

Слово «сирь» на Руси означало «сырость; убогость». Слово родственно глаголу "сырой". От слова "сирь" появилось понятие «сирый» - убогий, совершенно нищий, не имеющий собственного угла человек, то есть живущий в природной сырости. От древнерусского слова «сирь» появилось слово «сиротА», которое в наши дни ассоциируется с ребёнком, лишившимся родителей.

В народе слово «сиротА» могло быть прозвищем человека. От этого прозвища – прилагательное «сиротский» и фамилия Сиротский.

Сиротский – «сирь – от сякой/от такой». Здесь слово не сравнивает человека с понятием, заложенным в корневой основе, а указывает на связь человека с этим понятием.

От краткого прилагательного "сух" - кличка СухотА, а от неё фамилия Сухотский.

А вот фамилия Сукоцкий произошла от слова "сук". Сукоцкий означало сухой и тощий человек, с руками, похожими на сучья.

От прозвища суетливого человека СуетА - фамилия Суецкий.

От слова "краса" – красотА. Есть фамилия Красотский. А значит и прилагательное «красотский» существовало .

От ласкового МилотА - фамилия Милотский/Милоцкий.

от светлого ЛюботА - Люботский/Любоцкий.

И так далее.

От названия народа "чукчи" русские вывели прилагательное "чукотский", что вполне согласуется с приведённой выше системой, ибо слово "чукча" воспринималось, как кличка.

На Руси помимо крестильного имени или имени, данного родителями, у человека, как правило, существовало второе имя, которое являлось простонародной кличкой.

Прилагательное «лоботский» с окончанием «-отский» произошло от клички «ЛоботА» путём отсечения окончания «-а» и добавления распространённой на Руси концовки слов «-ский», которая представляет собой русское слово «сякий» (сякой).

И про то, что связано с этим Лоботой, говорили: «Дом лоботский, внук лоботский, дела лоботские» и т.д.

Так чем отличается прилагательное «боготский» от вышеперечисленных слов?

- бог – кличка «БоготА» (богатей, богач) – боготский (богатый) – фамилия Боготский.

Да, существует такая фамилия.

Здесь окончание "-отский" говорит не о происхождении от Бога, а о связи с ним.

И существование фамилии Боготский неопровержимо доказывает, что прилагательное «боготский» существовало на Руси.

Можно констатировать, что все прилагательные с окончанием "-отский" произошли на Руси от кличек. Прилагательное с таким окончанием всегда относится к человеку.

А вот слово "богатство" произошло от другого краткого прилагательного - "богат", которое образовалось по своим законам. О том, как образовалось прилагательное "богат" я напишу в статье, посвящённой слову "богатство". Это отдельная и крайне увлекательная история.

Итак, боготский - богатый, богатствующий, кичащийся своим богатством. Почему в тексте девы богатствуют? Да, потому что речь идёт о красных девах половецких. В тексте же ясно написано: «по Русской земле простёрлись половцы, аки пардужье* гнездо». Половцы победили и захватили богатство русичей. Вот их девы и богатствуют. По-моему всё очень понятно. Совершенно нет нужды вводить сюда каких-то готских дев.

Полностью о возможности существования готских дев в войске половецком, князе Бусе, жившем за 800 лет до описываемых в поэме событий и об отсутствии каких либо упоминаний о крымских готах в русских летописях в статье "Нет никаких готских дев в слове о полу Игореве".

https://dzen.ru/a/Zc0Mpw4HsA7QnKb9