Найти тему

Йога деяния

"Лучше исполнять свои обязанности даже несовершенно, чем чужие обязанности в совершенстве. Лучше умереть, выполняя свой долг, чужой путь опасен".

В третьей главе Бхагават-Гиты "Йога деяния" Кришна поведывает Арджуне:

  • о том, что этот мир так устроен, что в нем просто невозможно не действовать,
  • о том, что верным действием является лишь исполнение своего долга (Дхармы),
  • и о том, что наилучшим что может сделать человек - это посвящать все свои действия Всевышнему.

"О безгрешный, Я уже объяснял о двух путях в этом мире: для философов – йога знания, для йогов – йога деяний.

Воистину никто даже миг не может пробыть в бездействии. Гуны, рожденные природой, заставляют каждого невольно действовать.

Тот, кто контролируя умом чувства, выполняет без привязанности йогу деяния своими органами действий, тот совершенен.

Исполняй свой предписанный долг, ибо деяние лучше недеяния.

В этом мире все действия связывают, кроме тех, что вершатся как жертвоприношения Богу. Поэтому, о сын Кунти, выполняй работу ради Него, освободившись от привязанностей.

Но для того, кто черпает наслаждение в своем я, кто довольствуется своим я и удовлетворен в самом себе, – для того не существует обязанностей.

Для него в этом мире нет цели ни в деянии, ни в недеянии. И в достижении цели он не зависит ни от каких существ.

Поэтому без привязанности всегда совершай работу, которую следует делать, ибо действуя без привязанности, человек достигнет Всевышнего.

-2

Только благодаря деятельности Джанака и другие достигли совершенства. Поэтому ради блага всего мира ты должен действовать.

Невежественный совершает действия с привязанностью к результатам, мудрые же действуют без привязанности, ради целостности мира".

И в завершении главы, Кришна даёт ответ на вопрос: "Что заставляет человека совершать грех?":

"Это вожделение, рожденное гуной страсти и переходящее в гнев, всепожирающее, всегреховное. Знай, это и есть враг здесь.

-3

Чувства, ум и разум называются его пристанищем; через них, сокрыв знание, оно вводит воплощенного в заблуждение.

Поэтому, о лучший из Бхарат, вначале обуздав чувства, порази эту скверну, разрушителя знания и самосознания.

Говорится, что чувства выше объектов, разум выше ума, а Он (дух) выше разума.

Познав То, что выше разума, покорив низшее я высшим Я, порази, о могучерукий, труднопобедимого врага в образе вожделения".