Терапия идет уже тогда, когда она еще не успела начаться.
***
Речь идет иногда о весьма длинном периоде, который в гештальте называют "преконтакт". Что за зверь такой?
Ничего страшного, все банально: каждому известно то чувство, которое возникает при знакомстве с ранее не известным или не входившим в круг общения, человеком.
У каждого это чувство - свое. У кого-то - воодушевление, энтузиазм от встречи, сильная заинтересованность и энергичность - "Ого! Мы говорим! Надо же!"
У другого - деликатная осторожность, внимательность, чуткость, аккуратность в общении - "Что за человек? Не знаю, не знаю... любопытно."
Откровенный страх - иногда внутренне молчаливый, сковывающий, иногда суетливый с неуемной болтовней - "Почему он так смотрит? Хмурится? Что-то не так? Что у меня с прической? Почему молчит? Почему говорит? Зачем улыбается? Смеется надо мной? Что происходит? Не знаю, чего ожидать... "
Вовсе не обязательны такие яркие проявления, но точно - это не такое общение, и не такое чувство, как при встрече со старым знакомым и тем более - с близким человеком.
Характерные особенности первой встречи - это невольный поиск каких-то знакомых по другим людям, черт - во внешности, в поведении, голосе (обращение к интроектам). Иногда возникают соображения - "А ведь здорово похож на N".
Это желание распознать, раскрыть, понять человека - что он из себя представляет - и не всегда осознанно.
Это включение привычных стереотипных механизмов, определяющих особенности общения - ретрофлексии - начинаем параллельный разговор с самим собой, удерживаем какие-то вопросы или реплики, который кажутся "неуместными", иногда разрушительное самобичевание - "какой я тупой, ничего в голову путное не идет". Иногда тенденция к слиянию - когда приходит какое-то чувство очарованности и притяжения к человеку. Иногда - уклонение, которое проявляется в глухом неприятии и отвержении почти всего, что заявляет незнакомец.
Все происходит в начале знакомства по причине небезопасности или неполной безопасности этого общения. Первая встреча всегда особенная - поскольку представляет мнимую или реальную угрозу - не физическую, конечно, угрозу - непонимания, непринятия, отвержения, давления, проявления негативных эмоций и т.д. Очень много неопределенности - к чему встреча приведет.
И этот период может длиться... пару минут? Возможно, но может длиться месяцами - так клиент ходит на сеансы терапии, раз за разом принося с собой весь непростой комплекс ощущений, который делает общение затруднительным, но и не обрывает его. Так будет длиться, пока не придет чувство, что здесь, в этом месте, рядом с этим человеком - своим терапевтом - безопасно. Возможно, само по себе словосочетание "мой терапевт", "мой психолог" как раз символизирует момент перехода к другому стилю взаимодействия.
Теперь можно говорить о разном, можно шутить, можно всплакнуть, позлиться, опоздать, отменить встречу, задавать каверзные вопросы и ... не бояться, что "ляпнул не то", что "реву как дура" и так далее.
С этого момента и начинается терапия.
Для чего я об этом пишу? Возможно, это выглядит как-то печально - месяцы оплаченных встреч с терапевтом - это не терапия? Мммм.... не вполне, но в эти месяцы (недели, дни) происходит много очень важного для клиента. Прежде всего, клиент сталкивается именно с теми личными особенностями, которые определяют его стиль контакта с окружающим миром. Эти сессии создают возможность узнать, распознать данные механизмы, рассмотреть их со всех сторон во все более и более безопасной ситуации рядом с терапевтом, дающим обратную связь и поддержку.
Поэтому: терапия уже идет даже тогда, когда она еще не началась - в фазе преконтакта.
На картинке "Преконтакт" в исполнении нейросети. Два каких-то броненосца. Очень соответствующе!
Автор: Горшков Николай Александрович
Врач-психотерапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru