Из заголовка понятно, почему сложно разделить вину и стыд внутри. Стыд — это токсичное болезненное переживание. Оно возникает на отношение к себе - я плохой, я дефектный, не такой, как надо. Кому надо? Сначала близким. Родителям, родственникам. Потом — учителям. А потом стыд переходит с нами во взрослую жизнь и влияет — или напрямую, или из-под тешка.
И чтобы не говорили, что стыд нужен, чтобы регулировать отношения в обществе, я не могу с этим согласиться. Выступает ли вина и стыд регулятором поведения? Да, конечно. Вопрос - а куда приводит такая регуляция? Какова цена?
Можно регулировать поведение и отношение с другими людьми по-другому? Исходя из других мотивов? Что это за мотивы?
Стыд возникает в ответ на реакцию родителей. Ребёнок изучает мир, себя и других людей — проявляет себя. И мы тут все очень похожи, потому что это природный механизм. Процесс познания через ощущения и движение. Приобретение опыта.
И вот ребёнок познаёт мир. Делает шаги, пробует, проявляет все базовые чувства — страх и радость по полной программе, всем телом. Обычно громко. Родители реагируют, как могут, как научены.
На каком-то этапе появляется грусть и её разновидности и объединения с другими чувствами. То есть, случаются обломы и реакция на них. Начинается развитие фрустрации.
Фрустрация (от лат. Frustratio — обман, тщетное ожидание) — это психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Это очень важный и нужный нам для жизни процесс.
Я не получил то, что хотел. Ребёнок сталкивается с ограничениями. Не всё можно получить и не любым способом.
А вот что можно и каким способом — это уже демонстрируют родители. Не всегда адекватно. Исходя из своих представлений, что такое хорошо, что такое плохо. Исходя из своих переживаний по поводу себя, мнения окружающих и мнения о том, как устроен мир. Исходя из своих, часто неосознаваемых мотивов.
Всё же чаще всего, если не брать крайности, мы, как родители хотим для ребёнка хорошего. Учителя тоже в целом хотят хорошего. Только при этом мы часто не осознаём те способы, которыми это делаем. И делаем мы это часто, исходя из наших страхов. А там, де есть страх, там нет любви. Там ничего нет, кроме страха. Нет принятия, нет сопереживания и сочувствия.
Так уж выходит, что как раз тогда, когда ребёнок проявляет исследовательский интерес, изучает и пробует новое для себя, то в этот момент и «прилетает» от взрослых. Ребёнок чувствует обращённое на него недовольство, раздражение, обесценивание.
А потом начинает воспринимать слова, которые мы говорим по разным поводам, особо не думая. Так появляется мнение о себе. О том, какой я. Описание самого себя через других. Если родители стыдят – появляется стыд. Какая реакция на стыд? Или подчинение и заморозка, или агрессия. Но как себя не веди – всегда есть за что пристыдить. Это же считается «воспитанием».
Когда я осознала, что причинила своим детям вред, то мне… Нет, стыдно мне не стало. Это совсем другое чувство. Чувство глубокого сожаления за причинённый ущерб. И это действительно вина. Мне кажется, что тут ближе всего слово – раскаянье. Из этого состояния надо говорить «прости».
В основе этого состояния может быть переживание – я оказалась не такой уж хорошей, как думала о себе. Да! И у меня же куча оправданий! Вот это всё – попытка избежать стыда. Но глубокое сожаление – это не стыд. Это когда ты понимаешь и чувствуешь сам то, что может чувствовать другой. Его боль и его страдания. Но мы не чувствуем, потому что наши чувства зачастую отключены. Иначе нам самим будет очень больно. Поэтому включается злость. Мы защищаем свою боль. И попадает кому? Самым слабым и беззащитным. И нас с вами винили в детстве. Но эту токсичную цепочку можно прервать. Как?
Перестать винить себя и других. Понимаю, что сложно, поэтому и приглашаю на консультацию.
Разобраться со стыдом можно вместе со мной. Не так страшен чёрт, но реально сильно может мешать. Чем больше стыдили в детстве — тем большее влияние оказывает.
Иногда человек говорит, что я не чувствую стыда. Его у меня нет. Его не может не быть, к сожалению. Это наши традиции. В печёнках сидят которые. Если я не переживаю стыд, то это означает — заблокированная чувствительность.
Иногда непонятно, почему мы так странно действуем. Как будто выбираем самую длинную и извилистую дорогу. Думаете страшно? Это да, но и стыдно ещё. И эти места тоже надо обойти.
Зато вспышки агрессии вполне себе считаются нормой. Характер типа такой.
Эти ядовитые "хвосты" продолжают отравлять жизнь, а на то, чтобы их не замечать тратится большое количество энергии. По мне — так лучше эту энергию освободить и пустить на хорошее дело.
Это просто — психогигиена. Зубы же мы чистим?
Записаться через телеграм: https://t.me/mummis75