Давай сначала застолбим определения:
- Приоритеты - вещи на которых мы концентрируемся и их важно сделать в первую очередь
- Приоритезация - процесс выявления наиболее приоритетных задач, целей. Заметь, я не говорю что они наиболее важные, простые или сложные, срочные или не срочные. Это в данном случае не имеет никакого значения. Ведь важные задачи могут быть не срочными, а неважные - срочными.
- Продукт - считаем всё, к чему можно приложить продуктовые методы
Почему приоритезация в продукте - важнейшая часть?
Понять что делать с продуктом в первую очередь - сложнейшая задача.
- Заметь, что в первую очередь - не значит с какой-то даты. В первую очередь, значит с начала каждого цикла работы, будь это две недели, месяц, квартал...
- Донести приоритеты до команды (если она есть) ещё сложнее.
- Придерживаться приоритетов на длинном отрезке (даже 1 квартал) практически нереально.
Давай возьмём пример
Предположим, что ты владелец небольшого розничного магазина одежды. Магазин неплохо функционирует, но ты хочешь увеличить прибыль, продажи и отношения с клиентами. При этом конечно у тебя есть ограничения в бюджете и сроках, по тому что через неделю надо делать новую закупку, а через месяц платить аренду. Какие можно сделать изменения? Допустим:
- Увеличить ассортимент товаров = привлечь новых клиентов или покрыть новые потребности существующих;
- Улучшить развеску/раскладку товара, обновить интерьер = изменить позиционирование, найти новую аудиторию;
- Сделать программу лояльности для клиентов = простимулировать покупки старыми клиентами и привлечь возможностями новых;
- Организовать мероприятия или акции = привлечь новых клиентов, завлечь старых, сбросить залежалые позиции.
Всё это звучит классно и прикольно, но сразу встаёт вопрос, что скорее всего нельзя всё это сделать одновременно. И что тогда делать?
Приоритезация - царица решений
А что есть описанные методы приоритезации? Такие есть и причём довольно много. Но самых "простых" конечно можно выделить:
ICE или ВУП :)
Impact — какое Влияние приносит решение этой задачи.
Например, можно прикинуть сколько новых посетителей может привлечь новый товар или акция. Или же насколько новый интерьер/раскладка товара поможет отстроиться от конкурентов.
Confidence — Уверенность в вашей оценке охвата, влияния и трудозатрат. Если ты считаешь, что решение может иметь влияние, но у при этом нет конкретных данных для доказательства этого, Confidence позволяет скорректировать оценку в связи с этим размером уверенности. Confidence измеряют в процентах.
Например,
Но главное помнить, что 50% это плохая оценка. По сути 50% это случайность. Поэтому лучше не брать задач где уверенность ниже 50%.
Ease — Простота выполнения/реализации. Это оценка того, сколько усилий и ресурсов требуется для реализации этой идеи.
Например,
Обычно используется шкала от 1 до 10 чтобы все факторы сбалансированно влияли на итоговый бал. Вы можете подразумевать под 1-10 то что вам нужно, лишь бы значения были согласованы между собой.
Возьмём опять наши варианты
- Увеличить ассортимента товаров, например:
I= 6, допустим товар и так дорогой и на него сложно накрутить достаточный объём доп.стоимости и соответственно маржинальность низкая
С= 9, большинство покупателей спрашивают о конкретных товарах и возможно даже готовы оставить предзаказ
E = 10, товар есть у поставщика, цена известна, и деньги на эту закупку есть
6*9*10 = 540
- Улучшить развеску/раскладку товара, обновить интерьер, например
I= 8, допустим новый интерьер и развеска сделают вид магазина более премиальным и можно будет продавать товар с наценкой в 2-3 раза больше, соответственно влияние на прибыль будет значительным
С = 4, допустим понятно, что мы арендуем место совсем не там где покупатели готовы были бы потратить больше денег из-за более премиального вида места где они покупают что-то
E = 3, места мало, новая мебель стоит денег и ремонт тоже, плюс это время на ремонт и на простой
8*4*3 = 96
- Сделать программу лояльности для клиентов
I = 7, если клиент приходит регулярнее и покупает, то конечно это выгодно и хорошо влияет на цель повышения лояльности и прибыль. Но конечно скидка делает прибыль в целом ниже, но увеличивает оборот, по этому это и хорошо но не так если бы не было сайд-эффекта по снижению прибыли
С = 9, допустим кто-то довольно много клиентов приходит регулярно и кто-то даже спрашивает скидки, то мы уверены, что система лояльности сработает на повышение оборота
E = 10, можно сделать QR-коды для каждого клиента и отправить их им в мессенджер и просить показывать при посещении, просто и по сути 0 затрат, id можно записывать и смотреть сколько приносит этот конкретный клиент
7*9*10 = 630
- Организовать мероприятия или акции
I = 10, допустим в ближайшее время будет праздник на который наш товар может быть подарком, а мы можем сделать акцию связанную с этим праздником, по этому влияние может быть максимальным
С = 6, наш товар довольно дорогой и даже наличие акции может не настолько сильно повлиять на покупки, плюс например товар можно так же заказать через маркетплейс, который может отобрать большую часть продаж
E = 6, мы не единственные умные кто знает что будет праздник и у поставщика продукт может закончится или если производитель мы, то мы можем не успеть произвести столько продукта чтобы его было достаточно для закрытия всех запросов
10*6*6
Итого по ICE приоритет у нас получился следующим:
- Сделать программу лояльности для клиентов = 630
- Увеличить ассортимента товаров = 540
- Организовать мероприятия или акции = 360
- Улучшить развеску/раскладку товара, обновить интерьер = 96
Очевидно, что это не универсальная оценка этих характеристик в любой ситуации. Она может очень сильно меняться от контекста, например от места аренды, типа товаров, частоты покупок, взаимоотношений с поставщиком, стоимости улучшения интерьера/раскладки и т.п.
Плюсы - быстро, заставляет задуматься о базовых характеристиках контекста
Минусы - полная субъективность оценки, которая зависит от понимания контекста и опыта оценивания разных факторов
RICE или ОВУТ :)
Почти всё то же самое, но в формулу добавляются составляющие как:
Reach - это уровень Охвата измеряется количеством людей или событий за определённый период времени. Он нужен для оценки, на какое количество людей повлияет решение в течение определённого периода времени, и сколько ваших клиентов увидят изменения.
Например, есть 50 постоянных клиентов, которые закупаются/стригутся/делают ноготочки раз в месяц или у тебя в месяц 250 заказов на какой-то продукт/услугу
Impact - Влияние, но не совсем то же самое что и в ICE. Т.к. методологию придумала конкретная компания с конкретной идее того как считать влияние, то и тут используются такие варианты: 3 для «максимальное», 2 для «высокого», 1 для «среднего», 0,5 для «низкого» и, наконец, 0,25 для «минимального».
Например, если поменять освещение в магазине фруктов с люминисцентного на близкое к естественному освещение то влияние может быть 3 - максимальное, т.к. цветовосприятие сильно зависит от типа освещения и влияет на психологическое восприятие еды и желание её съесть. (можете почитать про CRI - Индекс цветопередачи ламп)
Confidence — Уверенность в оценке с учётом пользовательских исследований, опросов, наблюдений и т.д. 100% - высокая уверенность, 80% - средняя уверенность, 50% - низкая уверенность. Уверенность ниже 50% - иллюзия несовместимая с реальностью. Задачу с уровнем уверенности 50% лучше сразу отложить либо до проведения доп.исследований и повышения уверенности, либо навсегда.
Effort — Трудозатраты, оценивается как количество времени в месяцах, которое надо потратить на реализацию этой задачи
А тут можно сделать практическую задачу и самостоятельно посчитать RICE для нескольких вариантов задач.
p.s. всё это перекладка принципов принятых в продуктовом менеджменте в разработке цифровых продуктов на задачи не цифрового бизнеса и методы могут видоизменяться от потребностей.
Ну и не забудь подписаться, поставить лайк и задавать вопросы.
Планирую и далее "приземлять" инструменты продакт менеджмента на реалии не корпоративных бизнесов. Увидимся!