Как выбрать школу? Что нужно знать? И как это выяснить?
Выбрать ребенку школу - дело непростое, часто задуманное еще при рождении. Потом сто раз поменянное и вот тот самый момент, когда нужно подавать документы, а вы еще в растерянности. Эта статья поможет вам сориентироваться по основным осям и направлениям, чтобы у этого уравнения, где Х- школа, нашелся максимально точный ответ. Для этого будем опираться на известные конкретные критерии. Поискать все равно придется, но по крайней мере будет известен маршрут, где и куда копать. А с картой искать клад гораздо проще.
Если у вас есть со старшими детьми уже набитые шишки и то тут там разбросанные и собранные грабли, то вам, конечно, проще. Но если и после этого вопрос не закрыт, и ребенку в школе плохо, то предлагаю поискать свою идеальную школу вместе.
Многие, в том числе я, когда выбирала школу сыну, не задумываются о том, что атмосфера школы в целом, класс, учитель - все будет влиять на формирование отношения ребенка к учебе, а также на взаимоотношения со сверстниками и учителями. Или, профессиональным языком, к мотивации и вертикальным и горизонтальным социальным связям. Свою роль мы конечно не списываем. Но отношения с семьей и отношения с внешним миром - очень по-разному строятся. Мы закладываем ценности, а внешний мир проверяет их на прочность. Дети, конечно, крепкие, а вот их самооценка, доверие, открытость и интерес к чему бы то ни было, не всегда выдерживают те обстоятельства, в которые они попадают, причем не по своей воле. Как так получается, что ребенок вам все уши прожужжал про то, как ему хочется поскорее в школу, а через 2-4 года он идет туда, как на каторгу? Давайте разбираться.
Начну с общего и, казалось бы, очевидного: в школе важно все. Чистота, общая атмосфера, отношение старших к младшим, отношения между учителями, между директором и сотрудниками, вкусная еда, чистый туалет, нормальная мебель... Потому что ребенок тут будет проводить огромную часть своей жизни. Он будет частью этой атмосферы, а она - частью его. Как узнать про всю эту кухню? Один из вариантов - приходить на дни открытых дверей и включить все свои пять чувств на полную мощь. Спрашивать и внимательно слушать, на что делают акцент учителя. Что важно для директора?
При разговоре с учителем вы можете описать особенности вашего ребенка и напрямую спросить, будет ли ему тут хорошо и почему? Это отнимет у вас немного времени и нервов, чтобы найти учителя или директора, достучаться до встречи. Зато вы сэкономите намного больше времени и нервов потом, причем не только своих. Я желаю вам тут настойчивости и уверенности.
А теперь про более конкретные критерии.
Безопасность. Нам важно знать, что в классе и в целом в школе здоровая и безопасная как для психики так и на физическом уровне атмосфера.
В стрессе детям учиться очень трудно. Попробуйте 45 минут изучать абсолютно новую для вас тему, возможно, не очень интересную. При этом на вас будут кричать, угрожать лишением зарплаты, если вы прямо сейчас не расскажете , что вы усвоили из этой темы, затем напишите контрольную, за две ошибки вас лишат половины зарплаты, за четыре - полностью. При этом над вами ржут коллеги, в коридоре пинают, а что будет дома, когда узнают, что зарплаты не будет, лучше вообще не вспоминать. Как вам такая учеба/работа? Кто-то, возможно привык к такому обращению и даже не задумывается, где норма. И детская психика в чем-то защищена лучше нашей. Вот как раз на такие случаи. И для нее это не норма. Причем такого уровня, что лучше забыть или заменить эти воспоминания фантазиями, ощущением "да нормально все, я же выжил и вот какой молодец". Поэтому если будете вспоминать из детства что-то похожее, как оно там было, то вроде все и не так ужасно. Итак по накатанной и выживаем, а пожить и некогда.
Но речь не о том. Как может измениться отношение к учебе и ее качество, если ребенок чувствует себя в безопасности - на него не кричат, ему помогают выстраивать здоровые отношения с одноклассниками, поддерживают в его успехах и ему интересно. И он приходит домой не выжатый, а наполненный. Потмоу что школа должна не выжимать ребенка, а наполнять его. Чем его там наполняют? Да не всегда это должен быть позитив. Бывает, нужно как следует потрудиться, бывает, поссоришься с кем-то. Конечно, ребенок должен сталкиваться с трудностями. Но не невыносимыми и каждый день в течение 9 месяцев с короткими передышками на выходные.
Остановлюсь на интересно. Программа может ничем не отличаться и развлекать детей вовсе не обязательно. Но можно рассказать тему, так что детям захочется еще подробнее самим ее изучить, а можно заставить прочитать сухой параграф, пересказать, опросить детей по списку, написать тест и дать на дом следующий параграф.
Потом мы думаем, что ребенок ленивый. Представьте, сколько в нем должно быть силы воли, чтобы каждый день это преодолевать. Где ее взять? А она берется в основном из стыда. (Я это делаю не потому что хочу и это сделает мою жизнь лучше и качественнее, а потому что мне стыдно, что я этого не делаю. Почему стыдно? Вопрос оставим висеть. Каждый сам на него ответит). То, что происходит по собственному желанию и с самодисциплиной, делается не из силы воли. Человек решил изучить что-то интересное, стать ученым, например, сделал открытия. Что было его топливом? Сила воли? Иногда да. Это хорошая штука. Как и лом, когда надо что-то срочно вскрыть. Но ломом можно сделать не так много операций.
Если ваша дочь решила стать балериной, и она переехала жить в балетную школу, проводит много часов у станка, там много боли, голода, конкуренции и прочего закулисного. Что ей движет? Может ли ребенок несколько лет это делать на силе воли? Или все-таки там какой-то другой двигатель? Какая у нее мотивация?
Я предлагаю вам поизучать ваши двигатели. Когда они отказывают, когда работают в полную мощь, когда им нужна дозаправка, а когда есть ощущение, что вы на атомной энергии.
Итак, самые сложные критерии выбора школы разобрали. По крайней мере их важность.
- безопасность физическая и психологическая
- учиться интересно (хотя бы несколько предметов должны быть любимыми)
- школа должна наполнять ребенка, а не выжимать из него все соки
- позитивная мотивация к учебе
Как это все выяснить заранее, а не на собственном опыте? Честно - не знаю. Можно попробовать подойти к кому-то из родителей и прямо спросить его мнение о школе, о том, как там ребенку и все ли их устраивает. Желательно собрать несколько мнений. Лично у меня так спрашивали, и я с удовольствием делилась своими впечатлениями. Если вы знаете другой способ, напишите, пожалуйста, и я, и читатели будем вам очень признательны.
Осталось еще несколько важных критериев, которые выяснить гораздо проще, и они исключительно индивидуальны.
1. Территориальный.
Кому-то очень важно, чтобы школа была рядом с домом. Кто-то готов ездить по 1,5 часа туда и обратно. Кто-то готов ради школы подвинуть свой дом. То есть сдать свою квартиру и снять рядом со школой, если она находится далеко, а ездить не хочется.
2. Количество детей в классе и "социальные рамки"
Кому-то важно, чтобы ребенок учился с более индивидуальным подходом, а это можно сделать только если в классе до 15 человек. А кто-то считает, что чем больше класс, тем быстрее научится общаться и тем больше друзей.
Кому-то важно, чтобы его ребенка окружали дети исключительно из обеспеченных семей. (Не бросайте в меня камни, но правда есть правда, даже если она не про вас. Та же правда про выбор класса, исходя из количества эмигрантов в нем. Это, кстати, самих эмигрантов касается, у которых тоже по этому поводу есть критерий).
3. Специализация школы.
Тут есть два подхода.
- пойдем в началку какую-нибудь и будем смотреть, к чему склонности
- пойдем сразу в лингвистическую/математическую/.... И не важно, какой там учитель, требования и так далее.
4. На учителя/ рейтинг школы
Рейтинги составляются исходя из того, как дети сдают экзамены, в каком процентном соотношении поступают в ВУЗы.
В школах с высоким рейтингом не любят детей, которые портят картину, то есть плохо учатся, получают плохие отметки и не поступают в престижные ВУЗы.
Когда идете на "сильного учителя", обратите внимание, в чем его сила и как она повлияет на вашего ребенка.
5. Частная/ государственная
Тут, пожалуй, комментарии излишни.
Есть ли у вас еще критерии, которые помогут родителям определиться со школой? Это кстати, актуально и тем, кто хочет сменить школу.
Я желаю вашему ребенку попасть с такую школу, которая будет его вдохновлять и окрылять.
По своему опыту, как человек, который сменил пять школ, от имени ребенка из того времени могу сказать, что любовь к предметам и их изучению сформировали у меня несколько харизматичных учителей. С ними было душевно и интересно. Они рассказывали то и так, что не прочитаешь ни в одном учебнике. И эти знания со мной остались и я им благодарна. Какие-то предметы, вроде химии и биологии, мне никак не давались. Но они и не были для меня кошмаром, благодаря адекватности учителей. А еще у меня не было ЕГЭ. Поэтому я не знаю, что происходит с преподаванием и учителями в последние два года обучения теперь.
И у меня есть опыт поисков школы для сына. Первый раз пошли в соседнюю с домом школу, повезло. Потом переехали, пошли на сильного учителя, столкнулись с буллингом из-за конкуренции в классе. Потом 5-ый класс и хорошие учителя по нескольким предметам. Но учеба - не его сильная сторона. Учителя выдохнули, когда сын решил, что будет учиться в специализированной художественной школе с общеобразовательной программой. Там его хватило на 2 года, за которые он отрисовался, разочаровался и провалился по всем предметам так, что пришлось брать трех репетиторов и очень просить, чтобы его взяли в старую школу. Учителя, конечно, вздрогнули, но отнеслись с пониманием. За что им огромное спасибо.
Если вам нужна консультация детского психолога по учебным и другим проблемам и вопросам (буллинг, мотивация, лень, отношения со сверстниками, изменение поведения в связи со школьными проблемами), обращайтесь. Я на связи. Готова вам помочь.
#детскийпсихолог_Афанасьева #детскийпсихолог #помощьродителям #детскаяпсихика #Мотивацияребенка #развитиенавыков #выборшколы
Автор: Афанасьева Екатерина Константиновна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru