Предлагаю познакомиться с интереснейшим видео, в котором учительница начальных классов одной из московских школ выразила свой объективный взгляд на современное начальное образование, сравнивая его с тем, каким образование было раньше (ссылку на видео оставлю в комментариях).
Татьяна Чумакова сделала уже 10 (!) выпусков младших школьников за свои 35 лет работы в школе, и ей было что рассказать.
Включу в статью только самые актуальные и острые фрагменты из интервью, а вас прошу высказывать по ним своё мнение в комментариях.
Т.Чумакова работает в школе с углубленным изучением физики, информатики и математики, в которой когда-то (30 лет назад) был конкурсный набор в школу 20 человек на место, но сегодня это образовательное учреждение берёт всех /здесь сделаю единственную оговорку, что Татьяне Чумаковой, всё же, чаще приходилось работать с "отобранным" контингентом детей/
Интервью с учителем начальных классов Т.А.Чумаковой
Основные вопросы, которые были заданы учительнице:
Какие проблемы были раньше в начальной школе и какие проблемы есть сейчас?
Как Вы относитесь к фонематической теории обучения, которая используется сегодня в начальной школе?
Т.Чумакова начала со второго вопроса. Она по образованию учитель русского языка и литературы, глубоко и серьёзно занимается филологическими проблемами. У неё своё видение изучения русского языка, свой взгляд на "фонетику", изучение которой, при неправильном подходе, может вводить детей в заблуждение.
На первый вопрос педагог стала отвечать очень обстоятельно.
1. "Новые рабочие программы по новым ФГОСам (госстандартам) радикально ничем не отличаются от старых. Но "убивает" необходимость их полной привязки к электронным цифровым носителям: по каждой теме надо указать ссылки этих же электронных уроков и тестовых заданий, чтобы в случае болезни учителя пришедший на её замену педагог смог провести урок, нажимая на нужные кнопки."
2. Т.Чумакова высказала своё отношение к учебнику математики для начальной школы Л.Г.Петерсон, имеющему множество противников: "На сегодняшний день я не вижу более качественного и развивающего с разных позиций учебника"
3. Т.Чумакова отмечает, что раньше было доверие к учителю, а сегодня его практически нет. Учителя можно оскорбить, учителю можно сказать, что Вы неправильно учите, и это ужасно. И это происходит потому, что отношения к школе изменилось, даже со стороны государства.
"Сегодня хороший учитель тот, кто вовремя все записал и завил в электронный журнал. А если ты не успел из-за того, что помогал ученику, это уже никого не волнует. Учитель стал исполнителем, приложением к некой процедуре.
А дома ещё и родители позволяют при детях-школьниках с пренебрежением относиться к их учителю."
5. Сегодня стали плохо готовить учителей в педвузах.
"Приходят молодые педагоги и ничего не понимают в работе. Возможно, им и дают много теории, но их не учат реальной жизни.
Меня учили видеть класс.
А современные приходят мальчики и девочки, они, вообще, мало того, что сами ничего не знают (что тоже катастрофа), так ещё и поддерживают тенденцию, что начальная школа - это ерунда, и все знают, что там делать.
На самом деле - это заблуждение.
Безусловно, все умеют читать и писать, но как этому научить - опыта нет.
Нет наставников, молодые просто утекают.
Они приходят зарплату получать, а не работать.
Современная молодежь такая, что и сами не спросят, а если поправишь или сделаешь замечание - они обижаются."
6. "Ну и главное. Раньше семья была вместе со школой, сейчас она стала против. Сейчас семья стала вне школы. Родителей отрезали и не пускают в школу /по-моему, это правило возникло после появления "стрелков" в российских школах, как необходимость обеспечения безопасности/.
А если ребенок не видит этого слияния семьи и школы, то ничего и не получится.
Школе никогда не переделать, то что неправильно заложено в семье, если семья против школы.
Воспитательная работа полностью изменилась, и это, конечно, печально.
Потому что основная задача школы, помимо того, чтобы научить писать, мы должны вырастить человека."
7. "За последние 30 лет дети поменялись безусловно в худшую сторону /имеется ввиду, дети стали хуже, как ученики/.
У детей память упала, у детей восприятие жизни стало другим, дети перестали говорить.
Раньше среднестатистический ребёнок в 6-7 лет мог самостоятельно выстраивать монолог хотя бы на минуту-полторы, самостоятельно, на любую
тему ( "Расскажи про свою любимую игрушку").
Современный ребенок не может этого сделать без наводящих вопросов. И ответы лишь: "Да. Нет.Хорошо."
У них клиповое мышление стало из-за погружения в виртуальный мир смартфонов.
Я думаю, что и родители перестали говорить (потому что тоже "сидят в телефонах"). Общение сводится к "нулю".
Многие родители порой хвалятся: "Вот он уже умеет умножать в семь лет". "Ну и что: это же механика. А вот пусть он мне расскажет, как он решил эту задачу. А он не может."
Дети очень изменились. Разучились сравнивать, описывать.
Они разговаривают: "А, вот... А вот так...вот".
А ведь развитие речи и есть на самом деле развитие интеллекта".
8. Дети изменились с точки зрения здоровья?
"С точки зрения здоровья я не могу сильно сказать, что дети стали больные.
Если только опять с точки зрения психического здоровья. Дети стали более возбужденные, легко заводятся. Им замечание сделаешь, они могут резко впадать в панику. Раньше у детей была более устойчивая нервная система, и дети спокойно относились к замечаниям. А школа не может быть без замечаний.
Нельзя бесконечно хвалить, как нас сейчас к этому склоняют.
Дети сейчас именно с этой позиции более возбудимы.
Они более возбудимы при общении друг с другом. Один другому что-то не так сказал...(и сразу кулаком по голове). У них потеряно ощущение того, что с тобой общается человек. Они в полной уверенности, что у них будет вторая жизнь [выбьешь глаз, нажмёшь на кнопку и появится другой, и все потом нормально].
Они не понимают, а им никто не объясняет.
Неадекватное восприятие мира. Это не игра, это жизнь."
9. "У меня дети на перемене в телефоны не играют. Потому что я им сказала, что после игры в телефоне вы меня первые десять минут не слышите (в голове игра не прекращается).
Я и родителям говорю: "Зачем вы им даете умные часы и телефоны?" А они: "А если с ребёнком что-то случится?" "Если с ребёнком что-то случится - я быстрее до вас дозвонюсь, чем ваш ребенок".
Я не состою в родительском чате, не хочу участвовать в обсуждалках. У меня есть человек из родительского комитета, который всю информацию передаёт родителям."
10. "У меня ещё есть важный вопрос.
"Русский язык" и "математика" - это хорошо, тут всё более-менее прилично. Но вот "Окружающий мир" и "Литературное чтение" - два предмета, с которыми стало очень тяжело.
Суть литературы в чем? Всё-таки мы должны развивать личность человека.
Нет хороших разнообразных текстов. Читать учебник ребенку не интересно.
Полное несоответствие материала в учебнике с контрольно-измерительными материалами, спускаемыми "сверху".
Получается - формализм, мы тупо должны натаскать на сдачу вот этих государственных экзаменов.
А суть литературы, она, вообще, в другом, в эмоциональном развитии ребёнка.
Предмет хороший, удивительный, но материал интересен лишь фрагментарно и нет стыковки учебника и требований.
Раньше был предмет внеклассное чтение, когда мы могли поговорить, научить детей рассуждать, развивать их речь."
11. "Раньше был учебник природоведение , на котором ученик изучал природу. А сегодня "Окружающий мир" состоит и из истории, и их экономики, и из обществознания, а на природу ничего не остается.
Раньше на уроках мы опыты проводили, ребенок мог потрогать это все, мы не гнались куда-то зачем-то.
Я не против истории, у нас раньше было "Москвоведение", на котором мы тихонечко изучали историю родного города.
Сейчас работы с контурными картами нет, дети не понимают, вообще, где они живут.
Ну и самое печальное, что мы сегодня не имеем возможности посещать музеи: во время уроков - нельзя, а после уроков у детей - дополнительное образование."
12. "В завершении хочу сказать, что просто обидно, что нет олимпиад для начальной школы, серьёзных, очных, без родителей, где бы ребёнок мог себя показать. Не вот это - "Учи.ру" - бесконечное, пустое.
Раньше были окружные, городские олимпиады. Как стимул - это хорошо."
13. Если можно, в завершение, что сегодня Вы рекомендовали бы родителям?
"Я всегда говорю одно: любите и говорите со своими детьми, говорите обо всём. ГО-ВО-РИ-ТЕ! В чём была одета воспитательница? Что делал Вася? Что делал Петя?
Чем больше говорить с детьми, тем лучше они будут развиваться.
Развитие речи - развитие мысли!"
__________________________
Посмотрела я это видео, и рада, что учителя у нас ещё есть, и очень хорошие! Значит - школа и наши дети в надёжных руках.
А вам понравилось интервью с Татьяной Анатольевной Чумаковой? Может быть, что-то заставило задуматься?
#учитель #педагог #начальнаяшкола #обучение #образование #школьнаяпрограмма #ученики #школа #дети #родители #учителя