*Все имена героев, даты, географические и торговые названия изменены, любые совпадения с реальными людьми случайны*
Интро
– 3-й брак, как 3-я жизнь. Детей много. Вообще я молодой папа. У меня сыну недавно исполнилось два года. Я из Москвы, сейчас живу в Австрии. В общем-то, все хорошо, для чего жить, я примерно понимаю.
– Расскажите нам.
– Мне кажется, жизнь нужна просто для того, чтобы получать удовольствие от жизни. У каждого оно свое. Кому-то приносит удовольствие делать себе больно или другому, кому-то – чашечка кофе, прекрасный пейзаж из окна. С этого начинается день. У меня так день начинается обычно.
– Вы рассказываете нам так, будто вы пришли на работу устраиваться, у вас все хорошо. Мы вас на работу берем. Моя фантазия такая, что вы, во-первых, привыкли вести себя, как человек достаточно терпеливый, уклончивый, не вдающийся во что-то.
– Меня как-то назвали стойким оловянным солдатиком.
– Да. Но эта пружина накапливается, и в какой-то момент терпение у вас заканчивается.
– После этого разводишься и находишь себе новую жену.
Про счастье
– Дело не только в разводе, а в том, что когда вы находитесь в ситуации, вас уже не устраивающей, вы не слишком счастливы. Ваше внутреннее счастье и внутреннее удовольствие отличаются от внешнего сибаритства. Вы сейчас на сколько счастливы: на 30% или на 50%?
– На 60%.
– Что составляет ваше счастье? Маленький ребенок, красота жены, то, что вы вырвались из застенков?
– Маленький ребенок. Просто счастье такое, души не чаешь. Даже не предполагал, что в своем возрасте такое удовольствие буду получать от этого.
– А ваш бизнес вас устраивает? Как обрести некий масштаб, в котором вам было бы драйвово?
– Не знаю. Масштаб, наверное, не устраивает. Что это за масштаб такой? Живу в деревне, все комфортно. По бизнесу, по зарабатыванию здесь есть напряжение, потому что молодая жена моя амбициозная очень, вообще не понимает, как может рядом находиться мужчина, который может зарабатывать больше нее, и вообще иметь какую-то лидерскую позицию в браке. Поэтому мне с ней весело очень, притираемся.
– А удастся притереться, как вы думаете?
– Прорвемся. Брак — это всегда сильно постараться надо. Постараюсь.
Золотая рыбка и истинный запрос
– Если бы к вам приплыла золотая рыбка, что бы вы хотели от нее? 3 желания.
– Во-первых, чтобы жена, перестала пить. Второе желание — чтобы те проекты, которые я пытаюсь вести, оказались успешными. Третье — чтобы у детей все было нормально, у родителей
– Моя фантазия, что ваш запрос о том, чтобы у вас было больше энергии, а производным от энергии является фарт, значит, чтобы было больше фарта. И вопрос заключается в том, как вам оптимизировать свою энергию.
– Похоже, что так.
– Ваша энергия синусоидальная. Иногда она плавная, а иногда опускается, и вы слегка грустный. И на мой взгляд, если вы себе позволяете во время спада не строить из себя супергероя и не требовать от себя той же включенности, что и на пике, вы очень много сил экономите. В момент высокой энергии вы вполне можете решать основные задачи, а когда она уходит вниз – нужно смириться и ложиться на дно.
– То есть просто позволять себе проваливаться?
Тяжесть рыцарских доспехов
– Не только. Вторая часть гипотезы заключается в том, что вы, с одной стороны, человек с хорошими энергетическими вспышками, но вас иногда что-то сильно злит, и тут появляется гейзер энергии, гнев, который вы в себе затыкаете. Вы надеваете рыцарские доспехи и подавляете эту энергию. И время от времени эта энергия, которую вы подавили, резко уходит вниз. Не в качестве синусоидной части, а просто уходит вниз. Вы делаете лицо, а вам в этот момент пусто и безрадостно.
– Вынужден согласиться с этим, бывает такое.
– И для того, чтобы это нивелировать, важно буквально пальцами щелкая, сильно выдыхая, уходя в ванную, матерясь, не задавливать энергию. Тогда не будет таких падений в подвал.
– Энергия – это очень тонкая субстанция, конечно.
Болотце выматывает
– И 3-е про энергию — у вас хорошее чутье и интуиция, особенно когда вы на верхнем плато, но вы не всегда себе доверяете. Как только у вас возникает период некоторого временного болотца, вы в этом болотце тонете в сомнениях. Потому что когда у вас с энергией хорошо, вы очень легко принимаете решения, а когда вы в болотце, это вас выматывает, как мне кажется. Это 3 исходных гипотезы.
– Надо подумать над этим.
– Пожалуйста. Но к вопросу «куда жить», мне кажется, что это вопрос: как оптимизировать свою энергию? Потому что вы прекрасно держите лицо, но за этим хорошо держащимся лицом есть очень разные состояния.
– Да, конечно. То, что вы сказали, мне особенно этот момент с удачей кажется наиболее…
– Да. Это важный момент, потому что, когда вы чувствуете, что есть энергия, и она соответствует фартовости, это вызывает доверие у вас к себе. В принципе, ваши крупные сделки и решения возможны в этом состоянии фартовости.
– Да, и уверенность тогда есть.
Смирительная рубашка
– Правильно я понимаю, что дело в том, что вы, как человек мощный, привыкший к определенным масштабным движениям, сейчас недогружены, в каком-то смысле?
– Да, конечно, недогружен. Еще в таком состоянии, что непонятно, куда двигаться. Потому что то, что было в России, бизнес, имущество, продано и закрыто. Можно сказать, в этом отношении свободный человек. Эта свобода несколько одухотворяет.
– А нельзя сказать, что из-за семейной ситуации, из-за желания стабильности, вы тормозите свои порывы?
– Не знаю. Я продолжаю заниматься тем, чем всю жизнь занимался, правда, в скукоженном размере. В Европе достаточно сложно что-то начинать, потому что менталитет, законы другие. Но пытаюсь. Один проект в состоянии подвешенном, потому что полностью зависит от партнеров.
– Я полагаю, что вам гораздо больше свойственно чувствовать себя свободным, когда вы не зависите от чужого каприза. И вы делаете хорошую мину, но для вас зависимость требует какой-то дополнительной смирительной рубашки, потому что вам в этом все время неуютно.
– Да, абсолютно точно. Я никогда не мог быть, даже будучи сотрудником в крупной компании, в прямой зависимости от какого-то шефа, всегда был самостоятелен.
– А что вы думаете, на это влияет?
– Да, и некое ощущение возраста, что технологии, развитие, все куда-то уходит. Ребята помоложе, даже дети мои, прекрасно в этом разбираются, а я в этом даже не хочу разбираться. Нет интереса. Я себя больше, наверное, с каким-то Баффетом сравниваю, даже по показателям. 90 лет. Мне не 90, но подход к жизни.
– Это вопрос сочетания вашей гибкости и упрямства. Потому что когда у вас есть разворот в гибкости, это одна история, а когда вы немножко упрямитесь: туда не хочу, в этом разбираться не буду, это не интеллектуальные какие-то способности, а это некоторое упрямство, потому что я и так знаю, где хорошая, правильная колея.
– По ощущениям похоже, да.
Правила транзита
– Для того, чтобы вы опять стали плантатором-господином, который совершает мало движений, но знает, когда начать убирать хлопок, кого-то вознаградить, кого-то высечь, вам надо хотя бы коротко, пройти фазу смирения и побыть чьим-то помощником. Не служащим, а помощником.
– Мне кажется, я и так уже никто, и звать меня никак.
– У меня есть такая простая метафора: чтобы человек совершил некий транзит, он спускается на лифте с 28-го этажа, проходит по земле, где может идти дождь, грязно, а только потом поднимается в новом здании на 49-й этаж. Это субъективное переживание, которое бывает у человека в начале пути, когда он как бы розетку нащупывает. Состояние нащупывания, присматривания и неопределенности. У вас такого нет. Вы по-прежнему хорошо знаете, как жить на своем прошлом 28-м этаже. А могли бы подняться в новой башне на высокий этаж, но не хотите пройти эту часть по незащищенному полю.
– Не могу найти, где подземный ход. Я готов…
– Это не подземный ход, в том-то и дело. Я лично верю, что, если бы вам удалось потратить 2 месяца на состояние смирения и впитывания, всё вокруг изменилось бы. У вас настолько быстро возникает критическое отторжение, что вы даже в это не хотите вдаваться. И высокомерие вас подводит. Вы очень оберегаете себя от этого короткого этапного унижения.
– Иными словами, пойти в 1 класс сейчас.
– В 7-й. Но не в 10-й.
– Понятно, ясно, просто.
– Это просто визит на урок: немножко в 6 класс, немножко в 7, немножко в 8, но тем не менее, посидеть за парочкой парт. Вам очень неохота быть маленьким, даже если это маленький хоть в какой-то частности.
– Согласен. Очень не хочется. Я понимаю.
– Гибкость суставов должна возникнуть. Не декларация.
Раздатчик флаеров у метро
– Представьте, что в течение часа, вы как будто раздаете флаеры. У вас в воображении в руках какие-то листовки, вы всего лишь зазывала в новый ресторан. Но вы это делаете с душой. Вам нужно проявить некоторое обаяние и воодушевление. И отойти от 2 крайностей: или вы действительно включены и обаятельны, что вам свойственно, или вы на самом деле абсолютно безразличны, но поневоле имитируете присутствие. Вот у вас целый спектр между имитировать присутствие и быть реально включенным и обаять. Процесс ради процесса. Предположим, рассказываете каждому 40 секунд, в каком хорошем ресторане вы были. Делитесь с человеком. Формально это про ресторан, а по факту, из вас просто излучается некая энергия.
– Когда хорошее настроение, да, бывает.
– А я предлагаю не ждать хорошего настроения, а его вызывать.
– А, как упражнение, понял. Буду пробовать. Спасибо!