Вы любите перечитывать книги? И вообще — перечитываете книги?
Я да. Потому что в хороших книгах при каждом перечитывании обнаруживаешь что-то новое. Это приходит с жизненным опытом и знаниями. Одна из таких книг — роман "Три мушкетера" Александра Дюма.
Нет, друзья мои, не надо уверять, будто "Три мушкетера" детская или подростковая книга. Дети и подростки в силу крайне малого жизненного опыта и отсутствия знаний просто не способны оценить все особенности романа, даже разобраться с его фабулой. Но при этом роман написан таким легким слогом, что дети спокойно читают его и не замечают всех сложностей сюжета.
Сколько раз я читала роман?
Не знаю. Первый раз я прочла его в 7 лет и с тех пор регулярно перечитывала. И каждый раз находила что-то новое, хотя и знала роман уже наизусть. И вот сейчас я хочу вам рассказать об одном открытие для себя, сделанном еще в студенческие годы.
Итак, вы помните главу XXVI под названием "Диссертация Арамиса"?
Если кто не помнит, подскажу, в чем там суть.
Д'Артаньян, оставивший своих друзей на дороге к Англии, привез королеве подвески, а затем отправился узнавать, что случилось с друзьями. И вот он подъезжает к гостинице, где остался раненный Арамис и узнает, что друга коснулась благодать, поэтому у него местный священник и настоятель амьенского монастыря иезуитов. Арамис готовится писать диссертацию по богословию, которая необходима для рукоположения.
Д'Артаньян радости от такого известия не испытывает, о чем спорят иезуит и Арамис не понимает, ему смертельно скучно. Зато когда д'Артаньян передает другу письмо от любимой — вся благодать с Арамиса немедленно слетает. И он вновь готов быть мушкетером!
Когда я первый раз прочла эту главу, я не поняла, в чем смысл богословского спора. И все же в отличие от д'Артаньяна скучно мне не было.
Почему?
Да потому что насмешливые замечания самого Дюма очень ясно рисовали картину, как два невежественных человека — да, два, потому что не только д'Артаньян ничего не понимал, но еще и кюре.
Какие комментарии: "Д'Артаньян скучал. Кюре тоже".
Или радость того же кюре, когда благодаря д'Артаньяну, "уставшему с дороги" (иными словами, зевавшему с опасностью вывихнуть челюсть), собеседники с латыни перешли на французский.
Или вот это сцена:
— Остерегайтесь мирского духа в богословском слоге. Что говорит святой Августин? Severus sit clericomm sermo [Речь клириков да будет сурова].
— Да, чтобы проповедь была понятна! — сказал кюре.
— Итак… — поспешил вмешаться иезуит, видя, что его приспешник заблудился...
Вот это "приспешник заблудился" — просто великолепно!
Через пару лет, вновь перечитывая роман, а заметила и другое: Арамис, совсем как некоторые школьники, не хочет напрягаться. Ему предложили прекрасную тему... чуть было не сказала "для доклада"... он сам признает, что она хороша, но она же сложная! А можно тему попроще? Он и выбрал, что попроще. Почти любой школьник его поймет.
И вот тут на Арамиса обрушивается шквал обвинений. Иезуит говорит, будто тема Арамиса близка к ереси. Кюре поддакивает. Арамис пытается обосновать свою позицию (кстати, ему это удается). Вот тут-то и пишется это очаровательное заявление: "Д'Артаньян чувствовал, что тупеет". Вообще этот абзац стоит того, чтобы его процитировать полностью:
Д’Артаньян чувствовал, что тупеет; ему казалось, что он находится в доме для умалишенных и сейчас он тоже сойдет с ума, как уже сошли те, которые находились перед ним. Но он вынужден был молчать, так как совершенно не понимал, о чем идет речь.
Так все же, о чем шла речь?
Тема, которую выбрал Арамис: Некоторое сожаление приличествует тому, кто приносит жертву господу.
Аргумент Арамиса: Не подобает приносить в жертву господу то, чем вы окончательно пресытились.
Иными словами: принцип "На тебе, Боже, что нам негоже" — плох.
Прав?
Конечно. Д'Артаньян тоже с этим согласился.
Но каким был аргумент иезуита:
Как вы докажете, — прервал его иезуит, — что должно сожалеть о мире, когда приносишь себя в жертву Господу? Выслушайте такую дилемму: Бог есть Бог, а мир есть дьявол. Сожалеть о мире — значит сожалеть о дьяволе; таково мое заключение.
Ой-ей! — удивилась я, будучи уже старшеклассницей. — А вот это уже реально ересь! Ересь катаров.
В XIII веке, кстати, на Юг Франции отправились крестоносцы, чтобы эту ересь изничтожить — Альбигойские войны, если кто помнит.
И вот иезуит высказывает практически те же идеи. Как же так?!
"Да все просто, — скажут многие. — Просто Дюма не разбирался в богословии".
Вы уверены в этом?
А вот я нет. Хотя бы потому, что у него были сотрудники-историки, которые могли указать на эту ошибку. И еще... Помните такую поговорку "Ради красного словца не пожалеет и отца"?
И вспомните то самое высказывание св. Августина, на которого позднее ссылался иезуит: "Речь клириков да будет суровой".
Кюре решил, что это для того, чтобы проповедь была понятной, но иезуит с помощью Дюма, показал, что дело не в этом.
А в чем?
Да вот в том, что только что случилось с самим иезуитом. Он говорил в раздражении, он хотел высказаться как можно красочней, в результате впал в ересь — просто в порыве чувств погнавшись за красивой фразой.
Бывают ситуации, когда не надо красивостей и эффектных фраз, а нужна четкость и простота.
Что Дюма и показал.
© Юлия Р. Белова
Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма — а как там по истории?, Читая Дюма — почему они так поступили?, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"
Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи
Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи
Подборки
Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки и вносить книги в свои библиотеки