Вельяминов-Зернов Владимир Федорович (1784 – 1831)
Юрист, литератор. Принимал участие в подготовке «Полного Собрания Российских Законов». Издавал литературный журнал «Северный Меркурий». Участник литературного общества «Беседа любителей русского слова».
Надгробие - саркофаг путиловского известняка, расширяющийся кверху, на чугунных ножках в виде львиных лап и ступенчатом цоколе. На западном торце саркофага - доска белого мрамора с четырьмя розетками и надписью, вырубленной под изображением четырехконечного креста:
Статскiй совътникъ
Федоровичъ Вельяминовъ-Зерновъ
родился 7 го Iюля 1784 го года
скончался 17 го Генваря 1831 го года.
Вельяшев Александр Петрович (1785 – 1826)
Генерал-майор, инженер путей сообщения. Участник Отечественной войны 1812 года.
Надгробие -жертвенник розового гранита, расширяющийся книзу, с карнизной плитой с фронтонами и акротериями, на которых укреплены накладные чугунные маски и песочные часы с опущенными факелами. Увенчан подставкой под крест на шаре (завершение утрачено). На прямоугольном мраморном плинте и гранитном постаменте. На западной стороне жертвенника мраморный рельеф ангела с крестом, на восточной - накладной медный образок с двумя святыми. Ниже, на постаменте - накладной чугунный венок с опущенным факелом.
Виллуан Александр Иванович (1804 – 1878)
Пианист-педагог, композитор. Преподавал в Петербургской консерватории. Среди его учеников А. Г. и Н. Г. Рубинштейны. Автор учебного пособия «Школа для фортепиано».
Надгробие представляет собой гранитный прямоугольный постамент с вырубленной надписью на южной стороне:
Александръ Ивановичъ Виллуанъ
р. 1804 г. к. ж. 1878.
Крест венчавший постамент утрачен.
Витали Иван Петрович (1794–1855)
Скульптор. Ученик мастера А. Трискорни. Профессор Академии художеств. Автор скульптурного убранства Исаакиевского собора, Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца, многочисленных скульптурных портретов, фонтанов, произведений мемориальной скульптуры.
Скончался замечательный скульптор в июле 1855 года. Был похоронен на Волковском лютеранском кладбище. Первоначально над могилой была воздвигнута ажурная металлическая сень, под которой находился мраморный бюст на постаменте, являющийся копией с прижизненного изваяния работы скульптора А.Е. Фолетти, ныне хранящегося в ГРМ. В 1936 году Иван Петрович Витали был перезахоронен в Некрополе мастеров искусств, причем к новому месту упокоения был перенесен только бюст с постаментом.
Воробьев Максим Никифорович (1787 – 1855)
Художник-пейзажист. Профессор Академии художеств. Автор многочисленных полотен и акварелей с видами Петербурга и Москвы. Находился в действующей армии во время Русско-турецкой войны 1828–1829 годах, где создал ряд батальных полотен и пейзажей.
Ныне работы живописца хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее и других музеях и частных коллекциях.
Скончался в августе 1855 года и был похоронен рядом с женой на Смоленском православном кладбище. В 1936 году супруги были перезахоронены в «Некрополе мастеров искусств».
Надгробие - стела прямоугольная, суживающаяся кверху, завершенная карнизной плитой, на прямоугольном постаменте и цоколе. На западной стороне - рельефный четырехконечный крест.
Вяземский Петр Андреевич (1792 – 1878)
Поэт, литературный критик, мемуарист. Академик Петербургской Академии наук. Участник Отечественной войны 1812 г. Один из близких друзей А. С. Пушкина.
Похоронен вместе с женой - Верой Федоровной (1799–1886, урожденной Гагариной).
Надгробие П. А. Вяземского и его супруги было сооружено на средства их сына, литератора и историка П. П. Вяземского (1820–1888).
Саркофаг прямоугольный темно-серого гранита с рельефным изображением четырехконечного креста на крышке. На боковых сторонах надписи рельефными литерами.
Гинцбург Илья Яковлевич (1859 – 1939)
Скульптор, ученик М. М. Антокольского. Автор надгробий В. В. Стасова, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Л. И. Шестаковой в Некрополе мастеров искусств. После Октябрьской революции участвовал в осуществлении плана «монументальной пропаганды» в Петрограде.
Илья Яковлевич Гинцбург скончался 3 января 1939 года и был похоронен в Некрополе мастеров искусств. Надгробием великому скульптору стал саркофаг из полированного габбро с профилированным карнизом и основанием из запасников Музея городской скульптуры.
Глазунов Александр Константинович (1865 – 1936)
Композитор, ректор Петербургской (Ленинградской) консерватории. Народный артист Республики. Автор балета «Раймонда», симфоний, романсов, инструментальных сочинений.
С 1928 г. А. К. Глазунов жил за границей, умер в Париже и был похоронен на кладбище г. Нейи.
В 1951 году на могиле был установлен бюст на постаменте работы скульпторов К. Альтенбернда, Р. Дюпарка. 14 октября 1972 г. композитор был перезахоронен в Некрополе мастеров искусств.
Глинка Михаил Иванович (1804 – 1857)
Великий русский композитор роль, которого в русской музыке сравнима с ролью Пушкина в русской литературе.
Автор романсов, фортепианных произведений, оркестровых сочинений и опер: «Жизнь за Царя» (1836) и «Руслан и Людмила».
Скончался Михаил Иванович Глинка в Берлине 15 февраля 1857 года и был похоронен на одном из местных лютеранских кладбищ.
В мае того же года по настоянию младшей сестры композитора Людмилы Ивановны Шестаковой прах Михаила Ивановича был перезахоронен в Санкт Петербурге на Тихвинском кладбище Александра – Невской лавры.
Надгробие - стела с барельефным портретом, изображением лиры и шестиконечной звезды во фронтоне и нотной строкой хора «Славься!» из оперы «Жизнь за Царя» во фризе. Архитектор И. И. Горностаев, скульптор Н. А. Лаверецкий
В 1906 году рядом с горячо любимым братом была похоронена Людмила Ивановна Шестакова.
Интересным является тот факт, что первое место погребения М. И. Глинки в Берлине так же сохранилось. Более того, в 1947 году в честь девяностолетия со дня смерти великого русского композитора на месте его первого упокоения был установлен памятник
Автором памятника стал русский художник, скульптор и писатель Василий Николаевич Масютин (1884 – 1955). Бывший офицер Русской армии, эмигрировавший в Германию, после Великой Отечественной войны тесно сотрудничал с советскими оккупационными властями. Кроме памятника – кенотафа М. И. Глинке выполнил ряд работ по архитектурно-художественному оформлению здания Посольства СССР в Берлине.
На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.
Предыдущие статьи цикла можно прочитать перейдя по ссылкам