Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Приглашаю вас продолжить виртуальную экскурсию по «Некрополю мастеров искусств» музею под открытым небом, находящимся на территории бывшего Тихвинского кладбища Александро-Невской лавры.
Баратынский Евгений Абрамович (1800–1844)
Поэт, мастер философской лирики. Автор повести в стихах «Эда». Среди его стихотворений – «Не искушай меня без нужды», положенное на музыку М. И. Глинкой.
Надгробие – гранитная стела с барельефным бронзовым портретом, сильно пострадало и в 1950 году было воссоздано скульптором Н. В. Дыдыкиным.
Эпитафия на постаменте:
В смиреньи сердца надо верить
И терпеливо ждать конца
являются цитатой из поэмы Баратынского под названием «Вера и неверие», в которой «Он» и «Она» размышляют о жизни за пределами земного существования и воле Всемогущего, распоряжающегося нашей судьбой.
Баратынская Анастасия Львовна (1804 - 1860)
Жена поэта Баратынского, урожденная Энгельгардт.
Надгробие - стела с горельефным портретом работы скульптора В. П. Крейтана.
Эпитафия на постаменте:
И бессмертие я встречу,
И к тебе воскликну я,
Да душе моей на встречу
Полетит душа твоя.
принадлежат Е. А. Боратынскому.
Бозио Анджолина (1830–1859)
Знаменитая итальянская певица (сопрано). Неоднократно выступала в Петербурге и Москве. Впервые в России исполнила партию Виолетты в «Травиате» Д. Верди.
Скончалась простудившись во время возвращения в Петербург из Москвы.
Стала героиней стихотворения Н. А. Некрасова «О погоде» и прозе О. Э. Мандельштама «Египетская марка».
Скульптурная композиция на постаменте: фигура плачущей музы с нотным свитком в руках, рядом с портретным погрудным бюстом певицы на усеченной колонне.
Надгробие работы скульптора П. Коста изготовлено во Флоренции на средства почитателя певицы, шефа жандармов князя А. Ф. Орлова.
Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887)
Великий русский композитор, ученый-химик, доктор медицины.
Профессор и заведующий кафедрой химии Медико-хирургической академии.
Член музыкального кружка «Могучая кучка». Автор трех симфоний, оперы «Князь Игорь», музыкальной картины «В Средней Азии», романсов.
Мемориальная композиция представляет собой портретный бюст на постаменте, на фоне стелы с мозаичным панно в нише, на котором помещены нотные цитаты из произведений Бородина.
Постамент украшен рельефным изображением музыкальных инструментов – гудка и гуслей
Авторы надгробия, установленного в 1889 году, архитектор И. П. Ропет, скульптор И. Я. Гинцбург, мастер-мозаичист В. А. Фролов.
Инициатором сооружения памятника был музыкальный и художественный критик В. В. Стасов.
Бортнянский Дмитрий Степанович (1751 – 1825)
Композитор, ученик итальянского композитора Бальтасаро Галуппи.
Директор придворной Певческой капеллы. Автор симфоний, духовных концертов, сонат, опер.
Гранитный обелиск установлен в 1939 году работниками музея.
Боткин Сергей Сергеевич (1859–1910)
Деятель медицины, коллекционер, знаток искусства.
Профессор Военно-Медицинской Академии, специалист в области инфекционной медицины. Действительный член Академии Художеств, коллекционер произведений русской живописи и графики, был близок к кругу художников «Мир искусства».
Надгробие представляет собой урну на постаменте с нишей, в которую помещена чаша со змеей. Монумент окружён художественной оградой с опущенными факелами в лавровых венках.
Авторами надгробия сооруженного в 1913 году стали художник А. Н. Бенуа, архитектор Н. Е. Лансере, скульптор В. В. Кузнецов, мастер Г. А. Веберг.
Бруни Федор Антонович (1799–1875)
Живописец, мастер исторической живописи. Ректор Академии художеств.
Среди его работ: «Смерть Камиллы, сестры Горациев», «Медный змий», росписи Исаакиевского собора
Стела с рельефным изображением креста в лавровом венке работы мастера Руффинони перенесена с уничтоженного Выборгского Католического кладбища в 1936 году вместе с прахом художника.
Варнек Александр Григорьевич (1782 – 1843)
Живописец-портретист. Профессор Академии художеств. Среди его работ: портреты президента Академии художеств графа А. С. Строганова, коллекционера А. Р. Томилова, архитектора В. П. Стасова, актрисы Е. И. Колосовой; образа для церкви в здании Академии художеств.
Был похоронен на Смоленском евангелическом кладбище. В 1936 году прах перенесен в Некрополь мастеров искусств. Памятник – гранитный жертвенник из фондов Государственного музея городской скульптуры.
На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. В ближайшее время наша виртуальная экскурсия будет продолжена, а пока всего вам доброго и до скорой встречи.