Продолжаем припадать к непреходящей мудрости военного гения:
Курган-Омск
"Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что штаб 5-й армии в течение всей этой операции оставался в Челябинске, в то время как ему следовало бы быть от фронта не далее как в Кургане. С этим явлением мы сталкивались во время гражданской войны постоянно и не случайно. Из дальнейшего изложения будет видно, какую громадную роль в деле вождения армий в гражданской войне играли вопросы местного формирования, местной мобилизации, местных заготовок и т. д. Все это заставляло армии быть не только маневренными единицами, но и единицами организационно-административного порядка весьма большого масштаба. Благодаря этому, очень часто в ущерб оперативной обстановке, штабам армий приходилось отставать от боевой линии, чем затруднялась организация и без того бедной связи и в значительной мере нарушалась целостность управления. Указанное обстоятельство очень сильно сказалось и в данном случае."
Между прочим, это около 500 км. Управление осуществляется по телеграфной линии вдоль железной дороги. Поэтому осведомленность штаба армии в Челябинске зависит от того, сколько данных соберут курганские командиры на 50 км влево и вправо от дороги конными курьерами. Которым штаб армии не может прямо поставить задачу. Им бы разделить административный сектор (снабжение, комплектация, подвоз) штаба в Челябинске и оперативно-разведывательный (управление войсками) в Кургане.
Отдельно стоит отметить, что это же повторилось и в Польском походе, когда Тухачевский находился в Минске. а его армии ушли дальше Варшавы.
"5-я стрелковая дивизия не проявила необходимой энергии — двинулась медленно и потеряла связь со штабом 5-й армии. Штаб 35-й дивизии, переместившийся из Троицка в Курган по железной дороге для дальнейшего следования в район Звериноголовского [264] тракта, точно так же двигался медленно и к началу операции даже не прибыл в назначенный ему район. Вследствие этого все четыре бригады пришлось передать в подчинение командиру 5-й дивизии, а приказ об объединении и оперативный приказ для дальнейших действий послать командиру 5-й дивизии через командира 1-й бригады 35-й дивизии. Приказ был послан комбригом 135-й дивизии в трех экземплярах по трем направлениям, и один из этих экземпляров был перехвачен противником, благодаря чему непосредственно перед самым переходом в наступление внезапность контрманевра была нарушена."
Тут всё прекрасно. Приказ командиру одной дивизии пересылается через командира другой дивизии, который не знает, где находится адресат. Очевидно, и штаб не знал, где искать 5-ю дивизию. Из Челябинка видно не всё. А линии фронта нет, пространства огромные, где-то оказался противник и перехватил секретную корреспонденцию. Точь-в-точь это потом в большем масштабе повторится в Польской войне 1920 г. Точно так же армии будут воевать без локтевой связи, без связи со штабом, между ними очутится противник и дело кончится разгромом.
"Однако, несмотря на целый ряд организационных неудач, наша ударная группа все-таки перешла в наступление и значительно потеснила обходную группу противника, но ненадолго. Этот последний искусным маневром партизанской группы ген. Доможирова постоянно обходил в дальнейших боях район нашей ударной группы, нанося ей тяжелые поражения. С этого момента встречные действия обеих армий стали носить чрезвычайно напряженный характер, сопровождавшийся переменным успехом той и другой стороны. Но в общем превосходство сил, явно обозначившееся на стороне 3-й белой армии, в конечном результате склонило успех в пользу противника. Наши части после ряда упорных боев, носивших в большинстве встречный характер и состоявших из многих отдельных наступательных звеньев, в конце концов измотались и были оттеснены к р. Тобол. Однако результаты даже сорвавшегося решительно задуманного маневра все-таки сказались, — к концу сентября мы имели вдавленный со стороны противника фронт на курганском направлении, но с выигрышным положением нашего правого фланга.
В двадцатых числах сентября нам мало уже удавались наступательные действия. Войска были чрезмерно истрепаны и утомлены. Для продолжения операций необходимо было освежить и пополнить части, выведя их из состояния непрерывного боя. В тылу армий производились спешные мобилизации крестьян и подготовлялись маршевые части. Необходимо было выиграть время и дать войскам отдохнуть."
Наступали, наступали и вдруг пришлось отступать за реку Тобол.
"54-й стрелковой дивизии была поставлена задача произвести широкую стратегическую разведку пехотными частями на подводах в направлении Кокчетав — Атбасарск с целью занятия этого района главными силами дивизии и обеспечения, таким образом, правого фланга 5-й армии. Этот опыт со стратегической разведкой пехоты дал блестящие результаты."
Если стратег посылает в разведку, то разведка становится стратегической? Стратегическая разведка вскрывает основные задачи, стоящие перед противником, а не где находится его передовая линия. Самое забавное, что через несколько страниц в работе "Обучение взаимодействию" Тухачевский пишет следующее :
"Обозначение передовой линии противника, поимка «языка» очень часто успокаивают в своей деятельности наши разведывательные органы, а между тем получение таких данных является существенным для армейских органов разведки, но очень мало дает общевойсковому командиру."
Его даже осеняет:
"Общевойсковому командиру и его штабу для принятия решения для боя (особенно для атаки) необходимо прежде всего изучить систему (схему) боевого порядка противника. Только изучив этот последний, расчленив его на составные части, можно сознательно наметить целесообразный план боя, путем сочетания действий массового артиллерийского огня и движения пехоты для последовательной ликвидации расчленений боевого порядка противника. Очень редко разведывательные органы войсковых штабов ставят конкретные задачи для достижений этой цели....Если штаб не сумел поставить задачу, если штаб не сумел сказать — что именно ему нужно знать в расположении противника, что именно должно быть нанесено на разведывательной схеме, то, конечно, нельзя ожидать, чтобы командир, выполняющий разведку, мог бы самостоятельно эту задачу решить. Разведка — или, лучше сказать, постановка заданий для разведки — должна прежде всего предусмотреть фиксацию расчленений боевого порядка противника для того, чтобы конкретно на местности найти объекты для массового артиллерийского нападения, сопровождаемого атакой пехоты."
О связи:
"...в полевой обстановке, особенно при встречном столкновении, бой завязывается настолько быстро, что связь очень часто будет отставать в своей организации от требований момента. Поэтому во всех случаях между войсковыми штабами всех степеней должна существовать постоянная живая связь, выражающаяся в циркуляции штабных работников, главным образом от низшего штаба к высшему. Эта связь ни в коем [276] положение, конечно, будет в случае не явится формальной и обременительной. Никакие бумажные донесения или даже разговоры по телефону не заменят личного доклада опытного и толкового командира. При этом способе донесений высшему командиру и его штабу гораздо легче принять быстрое решение и тут же передать его подчиненным через присланного работника. Только такая организация может создать ту необходимую дублировку связи, которая будет действовать во всех боевых условиях. Живая связь штабов через ответственных штабных работников, проводимая оперативными органами штабов и притом дублированная органами службы связи, создаст все необходимые предпосылки для непрерывного боевого управления."
Да уж... Нелегко будет наладить личный доклад командира, если командир в Кургане, а ты сам в Челябинске. Или командир у Варшавы, а ты - в Минске. Кажется, до Тухачевского что-то стало доходить.