Найти тему

Жизнь в недружественной стране. Как космополит Пол стал русским Пашей

Это одна из старейших статуй Святого Павла на Мальте. Как видите, время её не пощадило.  Взяла это фото как иллюстрацию просто потому, что герой рассказа - тёзка  столь почитаемому на острове герою
Это одна из старейших статуй Святого Павла на Мальте. Как видите, время её не пощадило. Взяла это фото как иллюстрацию просто потому, что герой рассказа - тёзка столь почитаемому на острове герою

В своих предыдущих материалах я писала о том, каково это быть русским, оказавшимся в годину трудную на территории недружественной страны.

Но с нами всё понятно, мы тут как были чужаками, так ими и остаёмся, а вот как складывалась жизнь у тех, кого и к русским причисляли совсем не всегда, да, и сами они себя таковыми не считали. Начнём, пожалуй, с Паши. 

Жил-был мальтийский мальчик, носивший популярное здесь имя Пол и одну из семи самых распространённых мальтийских фамилий. Он мало чем отличался от сверстников, разве что тем, что его мама когда-то была русской Мисс одного из крупных городов и вице-Мисс какого-то важного международного конкурса красоты. Двадцать с лишним лет назад её мальтийский муж поставил условие: их дети не будут разрываться между двумя культурами и несколькими языками. Хватит с них английского и мальтийского. Никаких русских нянь, учителей и родственников. Хочешь с ними видеться - чемодан, аэропорт, самолёт. Детей тогда ещё и в проекте не было, так что всех всё устроило . 

С появлением на свет Пола, ничего не поменялось, так что весь русский словарный запас подрастающего юного мальтийца ограничивался несколькими фразами: "пасибо, пр'ивет, пака-пака, да, нет и пажалста". Дома говорили по-английски, все вокруг - тоже. В России он был один раз в раннем детстве, да, собственно, больше и не стремился, хотя мама объясняла родственникам это нежелание то плохим состоянием здоровья отца, то внезапно разбушевавшимся ковидом. Может быть, со временем бы всё изменилось, а, может быть, и нет, но грянул февраль 2022 года.

Казалось бы, как это могло изменить жизнь обычного мальтийского подростка, гражданина своей страны, школьника, любимого мальтийскими родственниками и друзьями. Но нет, Пол стал объектом буллинга: его тут же записали в русские и назначили виноватым за всё происходящее. Нет, если вы думаете, что то сделали его вчерашние друзья- подростки, то вы сильно ошибаетесь. Они как-то никогда не воспринимали его как русского. В центре всех этих пакостей оказались не просто взрослые, но... учителя. Да, да, учителя- британцы, преподававшие в очень даже непростой школе, в которую Пол ходил все предыдущие годы, как и подобало наследнику одной из самых крутых семей. Какое-то время он молчал, а потом наотрез отказался посещать школу.

Немного свернув в сторону от истории Пола, должна заметить, что тогда, в первые месяцы 2022-го, как это ни прискорбно признавать, именно учителя стали основным катализатором детских трагедий. Это они требовали от детей и подростков (на всякий случай, мальтийских граждан в большинстве своём) признать вину и покаяться. Именно они ставили своих подопечных, имеющих весьма хлипкую, но всё же связь с Россией, посреди класса, и говорили их сверстникам, что из-за таких как он (она, они) происходит сейчас самая страшная трагедия нашего времени, из-за них падают бомбы на мирные города и страдают их сверстники на Украине. Дети подхватывали то, что говорили взрослые, и начиналась свистопляска.

По иронии судьбы, всё происходящее совпало с мальтийскими выборами. Речь шла о государственной власти, так что правящая партия действовала быстро. Тогдашний министр образования оперативно встретился с русскими матерями, по школам молниеносно был разослал специальный циркуляр, а директора вызваны на ковёр, где их предупредили: ещё один подобный случай, и все они лишатся работы, а частные школы - лицензий. Сразу же скажу, чтобы получить на Мальте лицензию на право ведения образовательной деятельности, надо пройти даже не 7, а гораздо больше кругов ада. Ничего удивительного, что к предупреждению отнеслись серьёзно, и буквально на следующий день учителя стали приносить извинения детям, но дети уже сделали выводы, так что последствия пришлось преодолевать довольно долго.

С тех пор прошло более двух лет. Страсти мало- помалу улеглись. Что изменилось в жизни Пола? Многое. Он похудел и занялся спортом. Но главное в том, что он стал считать себя русским и теперь постоянно повторяет: мы русские с нами Бог. Ещё он стал учить русский язык и уже говорит довольно прилично. Прошлой зимой по его настоянию семья поехала в Россию, где он наконец смог разговаривать с кузенами и бабушкой на русском, первый раз увидел снег в городах (раньше это были лишь альпийские склоны во время Рождественских покатушек) и даже был в Большом театре. Теперь он всем рассказывает , как был в России, поёт русские песни (особенно здорово у него получается "Я - русский") и просит друзей называть его Пашей. Недавно его мама по секрету сказала, что он ждёт своего восемнадцатилетия, чтобы поехать в Россию и официально взять себе фамилию прадеда, солдата Великой войны, отдавшего жизнь за Родину. 

PS. История реальная, имя изменено.