Найти тему

10 апреля родилась Белла Ахмадулина. Вспоминаем стихи и образ поэта

– А ты сама напиши чего-нибудь, чего-нибудь такое… Ты же умеешь, – говорит Леонид Куравлев, вернее Пашка Колокольников из фильма 1964 года «Живёт такой парень», журналистке, роль которой исполнила Белла Ахмадулина.

Кадр из фильма Василия Шукшина «Живёт такой парень», 1964
Кадр из фильма Василия Шукшина «Живёт такой парень», 1964

В этот образ она вложила свой собственный опыт работы в «Литературной газете». По сути, Ахмадулина играла саму себя: красивую, нежную, изящную девушку с ангельским голосом, умеющую писать.

Кадр из фильма Василия Шукшина «Живёт такой парень», 1964
Кадр из фильма Василия Шукшина «Живёт такой парень», 1964

«Напиши чего-нибудь»,– говорит ей Пашка, и она писала:

Ты – человек!
Ты баловень природы.
Ты в ней возник, в её добре, тепле,
Возьми себе урок её свободы,
Не обмани её любви к тебе!
Страдает и желает совершенства
Души твоей таинственная суть.
Так в совпаденьи муки и блаженства
Вершит Земля свой неприклонный путь.
Ты созидаешь сам себя и лепишь.
И никому нивидимым резцом,
Ты форму от бесформенности лечишь.
И сам себе приходишься творцом.
Твори и впредь, верши заботу эту!
Повержен ты? Твоя печаль темна?
Но побеждённый ты вкусил победу
Над ленью мышц, над скудостью ума!


А я решила сегодня, в день рождения
Беллы Ахатовны (1937-2010), вспомнить немного её стихов и посмотреть на то, как она своей неординарной внешностью и волшебным голосом вдохновляла и художников, и фотографов, и режиссеров.

Борис Шварцман. Портрет Беллы Ахмадулиной. 1960-е. Фотография
Борис Шварцман. Портрет Беллы Ахмадулиной. 1960-е. Фотография

Белла Ахмадулина
О, мой застенчивый герой…

О, мой застенчивый герой,
ты ловко избежал позора.
Как долго я играла роль,
не опираясь на партнера!
К проклятой помощи твоей
я не прибегнула ни разу.
Среди кулис, среди теней
ты спасся, незаметный глазу.
Но в этом сраме и бреду
я шла пред публикой жестокой -
все на беду, все на виду,
все в этой роли одинокой.
О, как ты гоготал, партер!
Ты не прощал мне очевидность
бесстыжую моих потерь,
моей улыбки безобидность.
И жадно шли твои стада
напиться из моей печали.
Одна, одна — среди стыда
стою с упавшими плечами.
Но опрометчивой толпе
герой действительный не виден.
Герой, как боязно тебе!
Не бойся, я тебя не выдам.
Вся наша роль – моя лишь роль.
Я проиграла в ней жестоко.
Вся наша боль – моя лишь боль.
Но сколько боли. Сколько. Сколько.
1960


Борис Мессерер
признавался, что лицо его супруги преследовало его, поэтому он постоянно изображал её в разных техниках. Много графических и акварельных работ:

Борис Мессерер. Картина с выставки «Я вам клянусь, я здесь бывала…» / Борис Асафович Мессерер (р. 1933)
Борис Мессерер. Картина с выставки «Я вам клянусь, я здесь бывала…» / Борис Асафович Мессерер (р. 1933)
Борис Мессерер. Картина с выставки «Я вам клянусь, я здесь бывала…» / Борис Асафович Мессерер (р. 1933)
Борис Мессерер. Картина с выставки «Я вам клянусь, я здесь бывала…» / Борис Асафович Мессерер (р. 1933)

А Белла Ахмадулина посвятила Борису Мессереру стихотворение «Дом»:

Я вам клянусь: я здесь бывала!
Бежала, позабыв дышать.
Завидев снежного болвана,
вздыхала, замедляла шаг.
Непрочный памятник мгновенью,
снег рукотворный на снегу,
как ты, жива на миг, я верю,
что жар весны превозмогу.
Бесхитростный прилив народа
к витринам – празднество сулил.
Уже Никитские ворота
разверсты были, снег валил.
Какой полёт великолепный,
как сердце бедное неслось
вдоль Мерзляковского – и в Хлебный,
сквозняк – навылет, двор – насквозь.
В жару предчувствия плохого
поступка до скончанья лет –
в подъезд, где ветхий лак плафона
так трогателен и нелеп.
Как опрометчиво, как пылко
я в дом влюбилась! Этот дом
набит, как детская копилка,
судьбой людей, добром и злом.
Его жильцов разнообразных,
которым не было числа,
подвыпивших, поскольку праздник,
я близко к сердцу приняла.
Какой разгадки разум жаждал,
подглядывая с добротой
неистовую жизнь сограждан,
их сложный смысл, их быт простой?
Пока таинственная бытность
моя в том доме длилась, я
его старухам полюбилась
по милости житья-бытья.
В печальном лифте престарелом
мы поднимались, говоря
о том, как тяжко старым телом
терпеть погоду декабря.
В том декабре и в том пространстве
душа моя отвергла зло,
и все казались мне прекрасны,
и быть иначе не могло.
Любовь к любимому есть нежность
ко всем вблизи и вдалеке.
Пульсировала бесконечность
в груди, в запястье и в виске.
Я шла, ущелья коридоров
меня заманивали в глубь
чужих печалей, свадеб, вздоров,
в плач кошек, в лепет детских губ.
Мне – выше, мне – туда, где должен
пришелец взмыть под крайний свод,
где я была, где жил художник,
где нынче я, где он живет.
Его диковинные вещи
воспитаны, как существа.
Глаголет их немое вече
о чистой тайне волшебства.
Тот, кто собрал их воедино,
был не корыстен, не богат.
Возвышенная вещь родима
душе, как верный пёс иль брат.
Со свалки времени былого
возвращены и спасены,
они печально и беззлобно
глядят на спешку новизны.
О, для раската громового
так широко открыт раструб.
Четыре вещих граммофона
во тьме причудливо растут.
Я им родня, я погибаю
от нежности, когда вхожу,
я так же шею выгибаю,
я так же голову держу.
Я, как они, витиевата,
и горла обнажен проём.
Звук незапамятного вальса
сохранен в голосе моём.
Не их ли зов меня окликнул
и не они ль меня влекли
очнуться в грозном и великом
недоумении любви?
Как добр, кто любит, как огромен,
как зряч к значенью красоты!
Мой город, словно новый город,
мне предъявил свои черты.
Смуглей великого арапа
восходит ночь. За что мне честь —
в окно увидеть два Арбата:
и тот, что был, и тот, что есть!
Лиловой гроздью виснет сумрак.
Вот стул – капризник и чудак.
Художник мой портрет рисует
и смотрит остро, как чужак.
Уже считая катастрофой
уют, столь полный и смешной,
ямб примеряю пятистопный
к лицу, что так любимо мной.
Я знаю истину простую:
любить – вот верный путь к тому,
чтоб человечество вплотную
приблизить к сердцу и уму.
Всегда быть не хитрей, чем дети,
не злей, чем дерево в саду,
благословляя жизнь на свете
заботливей, чем жизнь свою.
Так я жила былой зимою.
Ночь разрасталась, как сирень,
и всё играла надо мною
печали сильная свирель.
Был дом на берегу бульвара.
Не только был, но ныне есть.
Зачем твержу: я здесь бывала,
а не твержу: я ныне здесь?
Ещё жива, ещё любима,
всё это мне сейчас дано,
а кажется, что это было
и кончилось давным-давно…
1974


А на монументальном полотне 1994 года художник изобразил Беллу Ахмадулину в своей мастерской, наполненной самыми разными предметами: граммофонами, вазами, подсвечниками, зеркалами и рамами, создав театрализованный образ супруги.

Борис Мессерер. Портрет Беллы Ахмадулиной. 1994. Холст, масло. 159,5 x 279,5. Государственная Третьяковская галерея
Борис Мессерер. Портрет Беллы Ахмадулиной. 1994. Холст, масло. 159,5 x 279,5. Государственная Третьяковская галерея

Белла Ахмадулина
Девушка

Мы рассуждаем про искусство.
Но речь пойдет и о любви.
Иначе было б очень скучно
следить за этими людьми.

Взгляни внимательней, пристрастней:
холсты, луга, стихи, леса –
все ж не бессмертней, не прекрасней
живого юного лица.

Не знаем мы, что будет дальше,
что здесь всерьез, а что игра.
Но пожелаем им удачи,
любви, искусства и добра.

И такой, возможно, немного театральной она предстает перед зрителями.

В. Перельман. Белла Ахмадулина на встрече с читателями. 1958. Фотография
В. Перельман. Белла Ахмадулина на встрече с читателями. 1958. Фотография

И такой её изображают художники.

Юрий Могилевский. Белла Ахмадулина. 1960. Бумага, автолитография. 40 х 30 / Юрий Борисович Могилевский (1924-2002)
Юрий Могилевский. Белла Ахмадулина. 1960. Бумага, автолитография. 40 х 30 / Юрий Борисович Могилевский (1924-2002)
Николай Жуков. Белла Ахмадулина. 1969 / Николай Николаевич Жуков (1908-1973)
Николай Жуков. Белла Ахмадулина. 1969 / Николай Николаевич Жуков (1908-1973)
Владимир Масс. Портрет Беллы Ахмадулиной. 1967 / Владимир Захарович Масс (1896-1979)
Владимир Масс. Портрет Беллы Ахмадулиной. 1967 / Владимир Захарович Масс (1896-1979)
Игорь Обросов. Портрет Беллы Ахмадулиной. 1977. Оргалит, темпера. 84 х 72. Ростовский областной музей изобразительных искусств, Ростов-на-Дону / Игорь Павлович Обросов (1930-2010)
Игорь Обросов. Портрет Беллы Ахмадулиной. 1977. Оргалит, темпера. 84 х 72. Ростовский областной музей изобразительных искусств, Ростов-на-Дону / Игорь Павлович Обросов (1930-2010)

Белла Ахмадулина
Прощание

А напоследок я скажу:
прощай, любить не обязуйся.
С ума схожу. Иль восхожу
к высокой степени безумства.
Как ты любил? Ты пригубил
погибели. Не в этом дело.
Как ты любил? Ты погубил,
но погубил так неумело.
Жестокость промаха… О, нет
тебе прощенья. Живо тело,
и бродит, видит белый свет,
но тело мое опустело.
Работу малую висок
еще вершит. Но пали руки,
и стайкою, наискосок,
уходят запахи и звуки.
1960

Кадр из фильма Василия Шукшина «Живёт такой парень», 1964
Кадр из фильма Василия Шукшина «Живёт такой парень», 1964

С любовью, ваша Света В.

Если вам интересно творчество Беллы Ахмадулиной, про её тарусский период можно почитать у меня в статье

И приглашаю всех поэтов и художников оставлять свои произведения на тему мая в комментариях под закрепленной публикацией